Станет ли Россия исламской?

Очередное резонансное убийство москвича кавказцем, как это не кощунственно звучит, является уже почти рутинным явлением в современной российской жизни. Однако у проблемы есть и другая сторона медали: межнациональный конфликт в России начинает приобретать черты межконфессионального противостояния. Симптоматично и очень тревожно, что нынешняя трагедия произошла накануне крупнейшего мусульманского праздника Курбан-байрам.

Как заявил глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин, человек, который нагло и вызывающе попирает принятые в русских городах нормы общежития, а потом еще хватается за нож, должен понимать, что для него это не менее опасное, чем броситься с крыши.

Увы, сегодня некоторые мигранты уже открыто заявляют, что будут стремиться установить в России свои «законы». Так совсем недавно на митинге около мечети в Отрадном, Россия была названа недружественной к мусульманам страной. Собравшиеся заявили, что Россия должна стать исламским государством и с криками «Аллаху Акбар!» двинулась по улицам города.

Пожалуй, наиболее радикально настроены мусульмане СНГ, приобщившиеся к тем течениям ислама, которые были «экспортированы» в нашу страну из-за рубежа. После падения «железного занавеса» десятки тысяч молодых мусульман бывшего СССР отправились обучаться за границу, однако, вернувшись оттуда, они стали проповедовать ислам, несколько отличный от того, которого придерживались их предки.

Так, в начале 1990-х годов кто-то стал разрушать пышные надгробия на мусульманских кладбищах Кавказа и Средней Азии. Вскоре выяснилось, что это делали молодые люди, вернувшиеся домой после обучения в религиозных заведениях Саудовской Аравии. Последователей саудовской версии ислама в бывшем СССР часто называют «ваххабитами», однако, они сами воспринимают это слово как обидный ярлык, и с гордостью именуют себя салафия (от арабского «предки, предшественники») или фундаменталистами. Таких людей можно назвать «мусульманскими протестантами». Они выступают за очищение ислама от поздних нововведений, за возвращение к вере времен пророка Мухаммеда. По их мнению, недопустимо строительство пышных надгробий, поклонение на мазарах (могилах исламских подвижников).

В принципе, в таком исламе нет ничего предосудительного, но факт остается фактом -среди фундаменталистов бывшего СССР выше процент религиозных радикалов, чем среди последователей традиционных для СНГ течений ислама. Практически все салафиты-мужчины отпускают длинные бороды, а их жены носят паранджу. Очень многие из них считают, что мусульмане обязаны бороться за создание исламского государства.

В середине 1990-х годов в некоторых дагестанских селах уже существовали фундаменталистские мини-государства. Эти образования были уничтожены российской армией, но сегодня они возникли в этой республике вновь уже на новом месте.

Интересно, что, если в начале войны в Чечне большинство боевиков придерживались распространенного в этой республике суфизма, то с расширением театра военных действий на весь Северный Кавказ сепаратисты стали придерживаться саудовской версии ислама. Объяснение этому простое: не отягощенный местными традициями «протестантский ислам» оказался очень удобным для сплочения в единое целое адептов джихада. Распространению фундаментализма, конечно же, способствовало и то обстоятельство, что арабские спонсоры более охотно перечисляли деньги «правильным мусульманам».

Достаточно, интересны и фундаменталисткие мечети, которые, почти всегда отказываются подчиняться «прокремлевским» Духовным управлениям мусульман. По сути, это, без всякого преувеличения, братства единомышленников. Салафиты предпочитают совершать пятикратный намаз совместно со своими единоверцами и, следовательно, почти все свободное время проводят вместе. Любой член такой общины может не сомневаться, что «братья по вере» не оставят его в беде.

При таких мечетях часто существуют спортивные залы, где верующие обучаются силовым видам спорта. «Мусульманин должен быть сильным!», — говорят салафиты. «Спортивный уклон» в исламе очень нравится молодежи, которая и пополняет ряды фундаменталистов. Интересно, что именно в такие исламские общины идут и решившиеся перейти в ислам русские. Мотивация очевидна: фундаменталисты дают надежную защиту и чувство принадлежности к семье.

Исламизацией России активно занимается и пакистанская проповедническая организация «Таблиги Джамаат». Она возникла в Индии вскоре после колонизации страны Великобританией. Правившие до этого индуистами мусульмане после завоевания англичанами вмиг утратили свою «избранность». Основатели «Таблиги Джамаат» разработали теорию преодоления мусульманами этого кризиса.

Сегодня эта организация в СНГ сознательно проповедует, в первую очередь, среди наиболее секуляризированных мусульманских народов. В России – это татары и башкиры, в Средней Азии – казахи и киргизы. Большинство таблиговцев в бывшем СССР уже местные. Однако они предпочитают носить традиционную для Пакистана одежду, поэтому выглядят на просторах СНГ несколько экзотично. Экзотика – экзотикой, но проповедует члены пакистанской организации достаточно успешно. Причем их миссионерская деятельность распространяется и на русских.

«Единственный способ для русских спастись от губительного влияния Запада – это принять ислам», — убеждал меня исламский философ Гейдар Джемаль. Конечно же, это пожелание останется не более чем мечтой. А вот то, что мусульмане начнут навязывать на российской территории свои законы – вполне реально.

Даже в Европе отношения между христианами и мусульманами далеко не безоблачны, однако доля мусульман в России существенно выше, чем в большинстве страна Старого Света. К тому же в самой мусульманской стране Европы — Франции, мусульмане замкнуто живут в изолированных кварталах, редко выходят за их пределы и практически не влияют на политическую жизнь страны.

В России совсем другая ситуация. Уже сегодня некоторые районы страны (Чечня и, отчасти, Ингушетия) живут по законам шариата. Не исключено, что эта модель начнет реализовываться и в других регионах страны. Первый успех уже есть: грозненская мечеть признана одним из символов России.

Отдельные элементы исламских норм уже начали внедряться в российской столице. Так, 15 октября, в день мусульманского праздника Курбан-байрам, будет запрещена продажа алкоголя в районах Соборной мечети и Исторической мечети в Москве. Подавляющее часть населения этих районов Москвы – христиане и, следовательно, непонятно, почему они должны терпеть даже незначительные неудобства в своем городе, только потому, что им пришлось жить поблизости от мечети.

По мере укрепления позиций мусульман в Москве, да и других российских городах, могут появиться и другие элементы исламского стиля жизни. Как говорится – процесс пошел.