Саратов: дело о девяти миллиардах

Мэрия Саратова предупреждает федеральные власти о своем банкротстве, выпрашивая у них финансирование на строительные проекты с заоблачными ценами.

В начале сентября мэр города Саратова Олег Грищенко в интервью местным СМИ в буквальном смысле огорошил горожан. Оказывается, город только по судебным искам должен выплатить около 12 млрд рублей. Учитывая, что расходная часть городского бюджета составляет 11 млрд рублей в год, да еще с дефицитом в 1 млрд рублей, получается, что город может оказаться банкротом. Спасти город, по мнению Олега Грищенко, может только Москва. По моему мнению, вся риторика мэра в этом интервью была направлена на прямое выбивание этих средств из федерального бюджета. Причем апеллирует он в первую очередь к высшим государственным чиновникам, которым ситуация в Саратове хорошо известна.

Скандал с проигранными судебными решениями на местном уровне разразился еще в конце апреля. Тогда сити-менеджер Саратова Алексей Прокопенко на заседании городской администрации по финансовым вопросам вдруг заявил, что городу необходимо в два раза увеличить расходную часть бюджета — с 11 до 22 млрд рублей, чтобы обеспечить выплаты по исполнительным листам, которые якобы пришли в городскую администрацию по проигранным городом судебным искам.

Демография по-саратовски

Само по себе для многих показалось это невероятным: никогда еще в новейшей истории города такая проблема не стояла — и вдруг на тебе. Но особое любопытство вызвала структура проигранных дел. Миллиард с лишним рублей — это выплаты по более чем 900 искам граждан за провал программы расселения ветхого жилья. 2 млрд — это требования по ликвидации какой-то особо «нехорошей» свалки в черте Саратова. Что, кстати, уже вызывает вопросы в свете, скажем, последних решений правительства о выделении 1,5 млрд рублей на очистку всей российской Арктики. То есть миллионы гектаров Арктики в правительстве страны планируют очистить за 1,5 млрд рублей, а в Саратове считают, что у них в городе мусора больше, чем во всей Арктике, и стоит его вывозка много дороже.

Но и это еще не самое занимательное. Некоторым саратовским чиновникам эти «арктические» масштабы оказались, что называется, узки. Выяснилось, что еще по одному иску город обязан до 2015 года потратить ни много ни мало — почти 9 млрд рублей. Причем исключительно на строительство детских садов! Дословно цитирую по саратовской вкладке газеты «Коммерсантъ»: «Нам необходимо 9 млн рублей на проведение паспортизации автомобильных дорог общего пользования, также необходимо предусмотреть 1,56 млрд на переселение людей, проживающих в аварийных домах, а также на решение Волжского районного суда по обеспечению детскими дошкольными учреждениями — на это надо 9,58 млрд рублей», — поясняет сити-менеджер.

Вот это размах! Здесь уместно, пожалуй, привести еще одну цифру: по итогам катастрофического наводнения на Дальнем Востоке пострадало 11 тыс. домов, из которых почти 2 тыс. не подлежат восстановлению. На строительство жилья для пострадавших и капитальный ремонт домов федеральный бюджет выделил 5 млрд рублей. А, допустим, на компенсацию сельскому хозяйству, где полностью уничтожено 370 тыс. гектаров угодий, —
6,6 млрд рублей. А здесь на ликвидацию очередей в детские садики — 10 миллиардов!

Собственно, тогда депутаты города даже не стали разбираться, откуда взялись такие чудовищные цифры — просто отказали ввиду явной абсурдности этих цифр. Казалось, эту историю можно было забыть, но не тут-то было: в сентябре уже сам глава города Олег Грищенко в федеральной газете вновь называет эту невероятную цифру — 10 млрд на детские сады!

По словам мэра, федеральные власти должны ровно на столько увеличить бюджет города. То есть оставлять городу больше налогов. Иными словами, общий посыл был яснее ясного: деньги следует взять в федеральном бюджете, иначе Саратов обанкротится. С моей точки зрения, все это походит просто на явный шантаж.

Абсурд № 1. Где деньги, Олег?

Передо мной лежит решение Волжского районного суда за № 2-716/12 от 16 февраля прошлого года. Суть его, чтобы быть кратким, такова: городские власти, а также ряд других муниципальных структур в свое время передали различным компаниям шесть детских садов. Теперь эти сады очень нужны, потому что на территории Волжского района города Саратова ждут своей очереди в детские садики примерно 2400 детишек. Учитывая это, суд требует от властей до конца 2015 года или вернуть эти шесть детских садиков, или заменить их другими местами. Все, точка. Ни о каких 10 млрд в этом решении суда речь не идет.

Я позвонил в администрацию города Саратова и попросил показать мне конкретный правовой акт, который обосновывает выплату из бюджета указанной суммы. То есть исполнительный лист на эту сумму. Ответа жду до сих пор.

И второе, я попросил через руководителя пресс-службы главы города ответить на вопрос: почему такое, в общем-то, убийственное для городского бюджета решение суда юристы городской администрации даже не попытались оспорить? Странно, правда?

Абсурд № 2. Кто на самом деле банкротит город

Впрочем, если познакомиться с особенностями саратовского бюджета чуть поближе, то, возможно, читатель сам ответит на этот вопрос. В данном случае речь идет о городской целевой программе по увеличению мест в дошкольных учреждениях до того же самого 2015 года. Она абсолютно всем доступна. В частности, там точно сказано, что дефицит на 2009 год составляет около 8 тыс. мест, и, чтобы ликвидировать это отставание, город планирует потратить 1,4 млрд рублей. Причем треть этой суммы — на техническое оснащение садиков. Более того, в этом же документе задается бюджетная вилка на стоимость введения в строй одного места в детском саду — от 74 тыс. рублей в текущем году до предполагаемых 365 тыс. в 2015 году. Это очень важно, потому что определяет общую сумму инвестиций, при том что средняя по России стоимость такого места составляет примерно 120 тыс. рублей.

В августе 2013 года официальные лица Саратовской области говорили дословно следующее. «К 2016 году в Саратовской области очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет будет полностью ликвидирована», — заверила Светлана Веревко, главный специалист-эксперт отдела развития общего и дополнительного образования министерства образования Саратовской области. Ей вторит городской специалист. Пардон, но если очередь к 2016 году будет полностью ликвидирована, то о строительстве каких дополнительных учреждений идет речь? Здесь, вероятно, будет полезно сравнить цифры. Речь идет о 7 тыс. необходимых мест по всей области! Внимание: во всех публикациях, лоббирующих требование Олега Грищенко о выделении 10 млрд рублей, говорится об очереди в 12 тыс. детей конкретно в городе Саратове. То есть получается, что некоторые официальные лица сознательно вводят общественность в заблуждение об истинной потребности в детсадах в городе Саратове?

Абсурд № 3. «Демографический взрыв» в отдельно взятом Саратове

Если, допустим, на минутку представить, что указанные 10 млрд город нашел, то, скажем, при средней российской стоимости одного места в детском саду в 120 тыс. рублей город к 2015 году должен построить, внимание, более 100 тыс. мест в садиках! А если, допустим, взять максимальную стоимость в 365 тыс. рублей, как закладывают на строительство одного места в Саратове, то получим почти 30 тыс. мест. То есть куда столько?

Чтобы читатель понял, куда я клоню, хочу привести конкретный пример. В 2010 году, сразу после принятия соответствующей целевой программы, в ее рамках была осуществлена реконструкция садика № 15 на 80 мест в Октябрьском районе Саратова. Мало того, что там были нарушены условия муниципального конкурса (он был признан недействительным), в итоге возмущенные горожане выяснили, что ввод одного места в этом садике обходился в 1 млн рублей! Вместо максимальной планки в 365 тыс. рублей, заявленной в программе! Начальная стоимость заказа на реконструкцию детсада № 15 на аукционе, который признан якобы несостоявшимся, составила почти 82 млн рублей. Вот и получается, что каждое место в этом детском учреждении обойдется едва ли не в миллион рублей. Не многовато ли? Дворец можно построить за такие деньги.

При всей понятной «специфике», связанной с преодолением административных барьеров, муниципальные органы в других городах России гораздо экономнее относятся к казенным деньгам, чем власти города Саратова. Меньше, что ли, кладут в карман? Скажем, в Брянске садик на такое же количество мест, как в № 15 в Саратове, строят за 43 млн рублей; в Липецке в два с лишним раза больший, на 200 мест, — за 75 млн; в Республике Коми, на вечной мерзлоте, где и стройматериалов-то своих нет, — всего лишь за 25…

Интересно, куда смотрят правоохранительные органы, прокуратура области? Не пора ли заинтересоваться, на каком основании ведутся работы, что и за какие деньги строится в Саратове на месте памятника культурного наследия? Жители города прямо обвиняют мэрию и аффилированные с ней строительные компании, что они наживаются на проблеме детских садов, потому что за указанные деньги можно было построить как минимум три детских садика!

И чтобы вы уж совсем понимали всю прелесть такого положения, добавлю еще одну цифру: весь строительный комплекс области (я говорю только о жилищном строительстве) способен освоить не более 5 млрд рублей инвестиций в год! То есть, по замыслу Грищенко, вся область должна засучив рукава пахать только на эти мифические детские сады, чтобы город не обанкротился. Вот уж действительно наш очень дорогой мэр!

Вот так. Если это не афера и не коррупция, то я не знаю тогда, что это. Кто-то нас всех держит за очень больших дураков.

Вместо эпилога

Глава города любит подчеркивать, что он не просто сам по себе, а у него есть поддержка в Москве. Судя по тому, что происходит в Саратове, городу действительно нужна поддержка. Только в другом смысле. О чем я говорю?

О том, что сегодня в нашей стране появился новый, весьма интересный способ увода бюджетных средств с использованием судов. Например, сейчас в Подмосковье разгорается скандал о банкротстве самого большого города области — Балашихи. Некая строительная компания отсудила у города почти миллиард рублей в качестве компенсации за упущенную прибыль. Или еще один, не менее фантастический пример: в Нижегородской области, где маленькое фермерское хозяйство смогло отсудить у одной из государственных монополий почти1 миллиард рублей и 3 тысячи процентов упущенной выгоды, внимание, на строительство временных дорог! Очевидно, что в этих и других случаях речь идет о явных мошеннических схемах, которые практически без всякого сопротивления проходят через суды. Но даже на этом фоне то, что заявляет глава Саратова Олег Грищенко, да еще в разгар федеральной антикоррупционной кампании, — это уже слишком. Провести через суд один годовой бюджет города неизвестно на что! Вот это масштабы! Если раньше, говоря образно, брали «откаты» в размере лишь каких-то процентов от всей суммы, то теперь, получается, можно своровать годовой бюджет. Понятно, что это лишь мое личное мнение. Но, по-моему, речь идет именно об этом.

Продолжение следует

Автор материала Марат Хайруллин — лауреат премии Фонда солидарности журналистов «Поступок года», премии «За мужество и профессионализм» имени Дмитрия Холодова, премии имени Артема Боровика в области журналистских расследований «Честь. Мужество. Профессионализм» и многих других.