У беспорядков был режиссер

Покровская плодоовощная база в Бирюлево, погромы на которой произошли в воскресенье из-за убийства кавказцем местного жителя Егора Щербакова, в ближайшее время будет выведена за МКАД. На ее месте может появиться торгово-развлекательный комплекс. Источники «Росбалта» в правоохранительных органах полагают, что именно это и было целью тех, кто организовал народные волнения в Москве. Причем переезд базы, похоже, устроит и «воров в законе», которые уже много лет ведут кровопролитную «войну» за контроль над этим объектом.

Погрому предшествовал обыск

Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, стремительные события вокруг базы начали происходить после того, как в сентябре 2013 года был арестован «вор в законе» Ульфат Тагиев по кличке Руфо Гянджинский. Он возглавлял группировку киллеров одного из лидеров азербайджанской мафии, «законника» Ровшана Джаниева (Ровшан Лянкоранский), который вплоть до февраля 2013 года контролировал деятельность Покровской базы. Руфо подозревают в совершении более десяти убийств, и большинство из них связаны с дележом прибыльного объекта в Бирюлево.

Сотрудники МВД РФ активно занимались расследованием деятельности Руфо, на октябрь у них был запланирован ряд обысков и задержаний на территории базы. Однако, по словам источника «Росбалта», все карты спутала одна из российских спецслужб. В конце прошлой недели ее представители нагрянули на базу со своими обысками. Впрочем, никого не задержали. По странному стечению обстоятельств после этого база фактически опустела, в том числе на ней перестали появляться и люди, интересовавшие сотрудников МВД РФ. «Все наши планы оказались сорваны», — рассказал наш источник. Когда 13 октября толпа ворвалась на территорию базы, погромщики тоже никого там не застали.

После обысков на базе события развивались крайне стремительно. В ночь на 11 октября в Востряковском проезде (район Бирюлево) после бытовой ссоры был убит 25-летний Егор Щербаков. А уже в субботу туда начали съезжаться представители националистических движений, которые «расшатывали» и без того напряженную ситуацию. Своего апогея она достигла в воскресенье, когда в Бирюлево прошел митинг, и его участники принялись громить расположенный рядом торговый центр «Бирюза». А потом к толпе присоединились новые силы националистов, принявшиеся скандировать «На базу!» И сотни людей пошли громить пустующие торговые ряды. Причем общественное мнение уже было повернуто не против вообще приезжих с криминальным уклоном, а против конкретного объекта – плодоовощной базы, ставшей рассадником преступности в районе.

«На самом верху в понедельник принято решение, что базу перенесут за МКАД, — рассказал агентству источник в правоохранительных органах. — А на освободившихся 24 га земли, скорее всего, будет построен торговый комплекс. Таким образом, все останутся довольны. У «воров в законе» по-прежнему будет своя база, ее перемещение никак на их доходах не скажется. А определенные силы получат землю под застройку. Более того, из-за последних событий раскрытие преступлений, совершенных группировкой Джаниева и «ворами в законе», которым база досталась после него, крайне осложнится. Гангстеры, имевшие отношение к базе, залегли на дно. Есть ощущение, что для того, чтобы «убить всех этих зайцев», и были организованы погромы в Бирюлево. А то что у беспорядков был режиссер, у нас уже сомнений нет».

«Лакомый кусок» для «воров в законе»

Покровская плодоовощная база и действующий при ней оптовый рынок зелени снабжают Москву 70% помидоров, огурцов, укропа, петрушки и других продуктов, необходимых столичной торговле. «Почти все овощи и зелень, которые поступают на базары, в магазины, рестораны, кафе, проходят через Покровскую базу», — рассказывал ранее «Росбалту» один из оперативников. Ежемесячно туда приходят от сотни до нескольких сотен грузовиков с товаром. С каждой машины лидеры криминальных кланов, контролирующих базу, раньше получали около 100 тыс. руб., а сейчас цена «оброка» возросла до 150 тыс.

Вплоть до 2007 года этот «лакомый» объект контролировали несколько азербайджанских «воров в законе», в том числе Бахыш Алиев (Баха), Юсиф Алиев (Юська), представители Надира Салифова (Лоту Гулу, отбывает крупный срок в Азербайджане). Однако потом на базу нашелся новый претендент – стремительно набиравший вес в криминальном мире «законник» Ровшан Лянкоранский. У него была группа профессиональных киллеров, которой руководили Ульфат Тагиев и Назим Гумбатов (Хромой, арестован осенью 2012 года). По данным оперативников, они начали планомерный отстрел представителей конкурирующих кланов, имевших отношение к базе. В частности, 25 апреля 2007 года в одном из столичных кафе киллеры открыли огонь по «авторитету» Рагуфу Рустамову, представлявшему на объекте в Бирюлево интересы Бахи и Лоту Гулу. Несчастный, получивший восемь пулевых ранений, был в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Он выжил, долго лечился, а потом улетел в Азербайджан.

Там предпринимателя настигли уже другие киллеры. 25 ноября 2007 года Рустамов вместе с друзьями отдыхал в одном из кафе Баку. Когда он вышел из заведения, его в упор расстреляли двое мужчин.

В период с 2007 по 2010 годы только в Москве было совершено около 20 убийств и покушений, связанных с переделом сфер влияния на базу. В основном, все жертвы были уроженцами Азербайджана.

По данным оперативников, в ходе этой войны уже в 2009 году Ровшан Джаниев получил почти полный контроль над деятельностью базы и оптового рынка зелени.

В 2011 году монополию Ровшана Лянкоранского на объект в Бирюлево попытался нарушить азербайджанский «авторитет» Ильгар Джабраилов по кличке Данабаш. Он был приближенным лицом на тот момент самого влиятельного «вора в законе» Аслана Усояна (Дед Хасан), отвечал за безопасность шефа и излюбленных мест его отдыха (в частности, ресторана «Фаэтон»), а также курировал в клане азербайджанское направление. К тому же Данабаш являлся родственником Юсифа Алиева. Однако для Джабраилова все это закончилось печально. В апреле 2012 года киллер застрелил его в Москве.

После этого убийства началась и без того давно назревавшая криминальная война между кланами Деда Хасана и Ровшана Джаниева. Последнему в этом противостоянии нужна была мощная поддержка, которую он нашел в лице влиятельного «криминального генерала» Мераба Джангвеладзе (Мераб Сухумский). Впрочем, по словам оперативников, такое партнерство предусматривало, что значительная часть доходов от объектов Ровшана пойдет клану Мераба. В этот список попали и Покровская база с рынком зелени. Таким образом, у объектов в Бирюлево, как отмечают источники «Росбалта» в правоохранительных органах, появился новый негласный совладелец — Левон Джангвеладзе, родной брат Мераба Джангвеладзе.

Впрочем, довольно быстро война чуть было не началась уже между новыми партнерами. Летом 2012 года у Лянкоранского состоялась в ОАЭ беседа с Леваном Джангвеладзе. Ровшан высказал ему претензии, что он пытается «подмять» под себя базу с рынком. Разговор не заладился, разозленный Ровшан попытался ударить по лицу Левана. Ему на помощь бросился находившийся рядом Ульфат. В ответ Джангвеладзе схватил нож и ударил Лянкоранского в живот. Затем дерущихся разняли. Рана оказалась не особо серьезной. Вскоре после событий в ОАЭ Ровшан и Ульфат встретились в Италии с Мерабом Джангвеладзе. Лянкоранский попытался высказать «вору в законе» претензии в связи с поведением брата. Вспыльчивый Мераб и его охранники выхватили пистолеты и пообещали прямо на месте «уложить» оппонентов. Ровшан и Ульфат вынуждены были ретироваться. Впрочем, в войне против Усояна Лянкоранскому было не обойтись без поддержки Джангвеладзе, поэтому дальнейшего продолжения конфликт не получил. Вскоре стороны помирились.

В январе 2013 года снайпер застрелил Деда Хасана у ресторана «Фаэтон» в Москве. Оперативники подозревают, что к этому преступлению могут быть причастны Мераб и Ровшан, а одним из исполнителей, по предварительной версии, являлся Руфо.

После убийства Усояна позиции Ровшана Джаниева в криминальном мире стали заметно ослабевать. К тому же в Москве он появляться не мог, опасаясь убийства или ареста.

Разыскивается торговец шаурмой

По словам источника агентства в правоохранительных органах, в конце февраля 2013 года большинство столичных объектов Ровшана перешли под контроль других криминальных лидеров. Впрочем, стоит оговориться, что все они являются дружественными Лянкоранскому. Поэтому определенную долю он по-прежнему имел.

В частности, Покровская база и рынок зелени оказались в негласном владении у Левана Джангвеладзе и «вора в законе» Алибалы Гамидова (Годжа Ясамальский). Однако там часто видят и людей Ровшана, вплоть до своего ареста туда приезжал Руфо.

Из числа гангстеров, контролировавших базу, в августе 2013 года выбыл Алибала Гамидов — он был застрелен киллерами в Стамбуле. Левон Джангвеладзе, по словам оперативников, в последнее время был озабочен проектом по возможному перемещению базы из Бирюлево в другое место. Самому ему это было не особо нужно, однако определенные силы, которым Левон отказать не мог, заинтересовались территорией в 24 га. Впрочем, подобный проект требовал массу согласований. После волнений в столичном районе эти проблемы разрешились почти сами с собой. Ожидается, что в ближайшее время власти официально объявят о переезде базы, ей подберут место за МКАД.

Источники «Росбалта» в правоохранительных органах отмечают, что из-за Покровской базы погибло очень много людей. Однако убийство 25-летнего Егора Щербакова не связано с ней даже косвенно.

«Личность преступника будет установлена со дня на день, — рассказал собеседник агентства. — Предположительно, он выходец из Азербайджана или Дагестана. Однако уже известно, что к воровским кланам этот человек отношения не имел. Он периодически работал торговцем шаурмой в разных точках Бирюлево, в том числе в районе базы. Долго нигде не задерживался — выгоняли за пьянство. Есть подозрения, что злоумышленник употреблял наркотики».

Уже известно, что в ночь на пятницу приезжий был сильно пьян. Не исключено также, что он находился под действием наркотиков. Сначала он стал приставать на улице к одной девушке. Та сумела убежать. Тогда в поле зрения преступника попала невеста Егора Щербакова. Молодой человек вступился за нее и получил удар ножом.