В Китае завершился Пекинский кинофестиваль

Власти Пекина недавно всерьез задались вопросом: какой город вправе называться международным мегаполисом? Китайская Академия социальных наук даже подготовила специальный доклад, и стало ясно: настоящий международный мегаполис — тот, который в состоянии оказывать влияние на умы человечества. Влиять при этом можно по–разному: экономикой, финансами, культурой… К реальным мегаполисам китайские ученые отнесли Нью–Йорк, Лондон и Токио, сделав вывод (для многих молодых пекинцев неутешительный), что Пекин сможет стать в их ряд году этак к 2050–му, вряд ли раньше. Да и то если местные власти будут очень стараться. Вдохновившись перспективой, местные власти взяли с места в карьер и захотели сделать Пекин влиятельным игроком на международном культурном поле прямо сейчас. На этой неделе завершился первый международный кинофестиваль, в июле пройдет первый же Международный конкурс артистов балета и хореографов. И это только начало.

Не последнюю роль в организации Пекинского кинофестиваля сыграла давняя конкуренция с Шанхаем. «Как же так, — наверняка рассуждали отцы города, — 80% всех киностудий страны расположены в Пекине, десятая часть всех кинодоходов (а это, между прочим, почти 200 млн. долларов США. — И.П.) собирается в столичных кинотеатрах, а самый гламурный кинофестиваль проходит в Шанхае — уже 15–й год!» Теперь справедливость можно считать восстановленной, к тому же Пекин на пару месяцев Шанхай даже опередил — тамошний (действительно, в Азии знаменитый) фестиваль проходит в июне.

В день открытия на красной ковровой дорожке (а как же — все было почти по–взрослому) были замечены режиссеры Даррен Аронофски (его фильм «Черный лебедь» был в программе, хотя китайская цензура и потребовала вырезать самые откровенные сцены), Роберт Минкофф, Джон Ву, любимец Китая Фэн Сяоган и множество знаменитых китайских актеров — Джеки Чан и Чжан Цзыи (они были официальными лицами фестиваля), Саммо Хун и Фань Бинбин и множество других, чьи имена вряд ли вам знакомы, хотя у них сотни миллионов поклонников.

Теперь, когда он завершился, можно сказать честно: Пекинский кинофестиваль стал событием для небольшого круга киноманов (считается, что показы посетили около 40 тыс. человек — капля в море 20–миллионного Пекина), кинопроизводителей (не самое красивое слово, но раз это индустрия, значит, она производит продукт на продажу) и студентов киноакадемии, которым читали лекции выдающиеся специалисты. Информации было маловато, но о показах говорила самая надежная реклама — народная молва. Официально Китай закупает только 20 иностранных фильмов в год, а тут за неделю можно было увидеть в пять раз больше! Кстати, показали в Пекине и «Брестскую крепость» — для многих этот фильм стал откровением. Потому что как мы немного знаем о японской оккупации Китая во время Второй мировой, так и китайцы немного знают о том, что происходило в это же время в нашей части света: «О, да вы тоже страдали!» Между прочим, тема Второй мировой войны в Китае весьма востребованна, поэтому белорусские фильмы здесь могли бы понравиться. Правда, для этого им нужно пробиться на экраны — большие или малые, а над этим надо работать…

Конкурса и раздачи призов на Пекинском кинофестивале не было (по крайней мере, не в этом году), вместо этого акцент сделали на профессиональных договоренностях: продюсеры встречались с продюсерами, режиссеры — с режиссерами, узкие специалисты — с коллегами. Им всегда есть о чем поговорить. Главной «фишкой» было то, что в Пекин приехали директора 15 (а это, поверьте, весомая цифра) кинофестивалей с мировым именем. Белорусов, как водится, не было. Профессионалы от киноиндустрии подписали 256 контрактов на общую сумму 427 млн. долларов: сегодня все хотят сотрудничать с Китаем.

Режиссеры рассуждали о том, как сочетать художественную ценность и коммерческий успех, что несет развитие 3D–технологий — останется ли в кино что–нибудь, кроме спецэффектов. Практика показывает: китайцы (не все, но абсолютное большинство) идут в кино за красивостями. Настоящая бомба взорвалась на днях в Гонконге: там на экраны вышел эротический 3D–фильм «Секс и дзен: экстремальный экстаз». Понятно, что в кинотеатры континентального Китая этот фильм никогда не попадет, на него и в Гонконге только с 18 лет пускают. Не беда: по всей стране уже собираются туристические группы, которые едут на два дня в Гонконг, чтобы заняться шоппингом, сходить в «Диснейленд» и на «Секс и дзен». В первый день показа выручка от продажи билетов составила 351 тыс. долларов — больше, чем у «Аватара». Так что китайский зритель одинаково истосковался и по высокому (дзен), и по низкому (секс), и по спецэффектам… Вот и спорь после этого о киноискусстве.