В Германии началась новая кампания против иммигрантов

В ФРГ развернута новая кампания против иммигрантов. На этот раз против иммигрантов из восточно-европейских стран. Хотя министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих однозначно не назвал определенные государства, против которых должен быть поставлен заслон, высказался он довольно ясно: «Мы должны создать возможность депортировать из страны всех, кто злоупотребляет правом свободы передвижения, и обеспечить им запрет на повторный въезд в ФРГ. … Не может быть, чтобы кто-то менял страну только потому, что ему хочется более высокой ставки социальной помощи».

После этого заявления левая газета «ТАЦ» однозначно назвала новую политику МВД ФРГ «скрытым расизмом». Министр Фридрих, кстати, член самой консервативной парламентской партии, баварского Христианско-социалистического союза, всегда выделялся крайне негативными выпадами против иммигрантов разного рода. Например, не так давно он стал инициатором предложения ввести контроль на границах для переселенцев из Болгарии и Румынии. Речь при этом идет о представителях национальностей синти и рома, в просторечье, цыган, которые в последние два-три года приезжают в ФРГ на туристических автобусах, используя право свободы передвижения в границах Шенгена, и остаются здесь жить. Фридрих аргументировал, что местные администрации различных населенных пунктов Германии пожаловались, что не могут нести расходы по их содержанию.

Забота о непредвиденных расходах государства, казалось бы, изначально подвигла Фридриха и на новое предложение ввести запрет на «социальную иммиграцию» из восточно-европейских стран. Популистское предложение было с восторгом встречено той частью населения ФРГ, у которой иностранцы — вечное бревно в глазу. Однако у многих нынешнее предложение вызывает объяснимые ассоциации: не далее как 70 лет назад именно в Германии начались массовые преследования синти и рома, депортация в концлагеря и сожжение в газовых камерах. Кстати, недалеко от министерства внутренних дел недавно даже был открыт памятник уничтоженным фашистами цыганам.

Демографы и социологи настоятельно указывают на то, что без миграции Германия не находилась бы там, где находится сейчас. В их среде больше женщин детородного возраста, они стремятся выучить немецкий язык и интегрироваться в немецкое общество, большинство новых МСП образуется молодыми активными мигрантами, они платят налоги и вовсе не хотят лежат на печи без дела. Отрицательный образ мигранта, однако, умышленно создается в обществе, в том числе и подобными предложениями о «защите немецких границ».

Политика отторжения, по мнению специалистов, приведет к негативным демографическим последствиям в стране с самым — на европейском уровне — стареющим населением. Комиссар ЕС по делам занятости Лашло Андор подчеркнул, что видит лишь преимущества от внутри-европейской миграции для обеих сторон, а комиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг недавно заявила: «Популистское нагнетание страха о «социальном туризме» не должно иметь места в Европе».

Статистика, кроме того, показывает обратную тенденцию: иммигранты, приехав в Германию, задерживаться в ней не стремятся. Из около миллиона человек, прибывших в Германию в 2012 году, ее уже покинули около 700 тысяч человек. Ограничительная политика правящего с 2005 года консервативного блока ХДС/ХСС привела к тому, что иммигранты чувствуют себя чужими в современной Германии. Причем отчуждение заметно на всех уровнях, от бытового до государственного, иными словами, от косых взглядов и оскорблений на улицах до выборочных полицейских контролей и произвольной юстиции. Хотя министр труда Урсула фон дер Ляйен, придерживается политики привлечения образованных и перспективных иностранцев, общая атмосфера неприятия «инородцев», создаваемая в стране ее коллегой по кабинету, лишь отпугивает потенциальных «движителей экономического прогресса».

До сих пор в стране нет четкой концепции обращения с иммигрантами, несмотря на то, что ученые предупреждают о катастрофических последствиях старения общества. Единственная концепция, которую проводит министр внутренних дел ФРГ, нацелена на закрытие границ и запрет на въезд в богатую и благополучную Германию из соседних стран, увы, менее богатых и благополучных. Именно министра Фридрих, например, до сих пор наотрез отказывается от возможности ввести второе гражданство для детей, родившихся в Германии у иностранных родителей, и выступает за введение обязательных въездных виз для граждан южно-европейских стран, прежде всего, конечно, Болгарии и Румынии.

Между тем, партия «Союз 90-х/Зеленые», с которой ХДСХСС в настоящее время ведет переговоры по формированию нового правительства, постоянно указывает на то, что число иммигрантов из восточно-европейских стран не так велико. Лишь около 20 тысяч синти и рома приехали в страну в последние годы, а такое количество новоприбывших Германия, по словам лидера партии «Союз 90-х/Зеленые» Катрин Геринг-Екардт, вполне сможет устроить. Кроме того, исследования Института рынка труда и занятости показывают прямо противоположную картину: иммигранты из восточно- и южно-европейских, в основном, настроены работать, а не садиться государству на шею.

Тем не менее, новые события на юге Италии всколыхнули консервативно настроенных немцев. Страх перед волной иммиграции умело использует и министр Фридрих. Он резко негативно отозвался о предложении еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальмстрем распределить беженцев из Африки, прибывающим морем на остров Лампедуза, между европейскими странами. По его утверждению, Германия — страна, принимающая самое большее количество беженцев в европейском союзе, поэтому необходимости изменения курса в Европе нет. Фридрих забыл добавить, что Германия — самая благополучная страна Евросоюза, не имеющая прямых границ со странами вне его, что ее вполне устраивает: основные потоки миграции оседают в Польше, Италии, Греции и Испании.