Павел Шеремет: лакейская журналистика

11 октября Александр Лукашенко побил, мне кажется, мировой рекорд по общению президента страны с иностранными журналистами. Лукашенко вещал перед большой группой российских журналистов 5 с половиной часов. Не удивлюсь, если предыдущий рекорд тоже принадлежал белорусскому президенту.

5 с лишним часов никого из зала не выпускали даже в туалет, не кормили и не поили. Правда, терпел и Лукашенко. «Ну что вас в баню звать?» — с удивлением и обидой огрызнулся он на упоминание про время еще на 3-м часу встречи. К счастью, до конца спектакля дожили все участники пресс-конференции.

Эта традиционное политическое шоу. Раз в квартал в Беларусь привозят оргормную группу региональных журналистов. Их специально отбирают, возят по потемкинским деревням, в конце отдают на растерзание Лукашенко и с соломенными конями в виде сувениров отправляют домой. Потом строго следят, как же просветленные журналисты разносят весть о благополучной Беларуси и ее гениальном президенте по российским городам и весям.

И так продолжается уже больше 10 лет. Пропагандистская машина отлажена и обеспечивает устойчивость мифа про белорусское счастье и его защитника среди россиян.

В последнем шоу приняли участие более 90 человек из более 70 СМИ. Совокупный тираж печатных изданий составляет почти 3,5 млн. экземпляров. Потенциальная телеаудитория — 130 млн. человек, радио — более 120 млн. Это официальные данные организаторов пресс-тура. На пресс-конференции за 5 часов удалось задать 30 вопросов. Лукашенко игриво сказал, что готов ответить на все «каверзные и гадкие вопросы» журналистов.

Большая часть их вызывала чувство стыда за российскую журналистику, настолько комплементарными они были по отношению к «последнему диктатору Европы».

В принципе, в России тоже практикуют многочасовые общения с руководством страны. Последнее телевизионное общение с народом Владимира Путина тоже было рекордным по времени. И меня не удивляют льстивые вопросы и подобострастные реплики, обращенные к главе государства.

Меня удивило другое. В Беларусь никогда не привозят «непроверенные» СМИ, журналисты которых могут задать каверзный вопрос. Если даже враг проскочит по ошибке и потом напишет какой-то критический материал о Лукашенко, то второй раз это СМИ останется без соломенного коня и драников.

Но что интересно, в Минске на встрече с Лукашенко лизоблюдские вопросы задавали, главным образом, те журналисты, которые кормятся из государственной кормушки и максимально лояльны по отношению к российской власти.

Журналистка Областного канала Амурской области пропела дифирамбы президенту за благотворительную помощь. Она уверяла, что жители Амурской области просто мечтают переехать в Беларусь.

Важный дядька из Липецка начал задавать вопрос с «низкого поклона от земляков».

Журналистка из Оренбурга передала привет от всех жителей города, и рассказала легенду о том, что дорога, по которой 13 лет назад везли Лукашенко и тогда же ее отремонтировали, до сих пор не нуждается в капитальном ремонте. Мол, в городе дорогу так и называют «Лукашенковской» Она, правда, не центральная, и ездят по нейглавным образом работники какого-то завода. «Приезжайте еще раз, может еще одну дорогу сделают по-человечески», — с надеждой пригласила журналистка. — «И, вообще, у вас удивительно красивые мужчины, говорю это вам как женщина, которая не первый раз завидует…». Она спросила про обещание Лукашенко давать всем роженицам по 10 тысяч долларов. «Если вы не дай Бог заберемениете, приезжайте в Беларусь, организуем вам помощь,» — пообещал Лукашенко женщине из Оренбурга.

Журналист из Тамбова восхищен тем, как безопасно в Беларуси. Горничные в гостинице сказали, что он может гулять по Минску как по санаторию и угрожают ему только стрелы амура, потому что в Беларуси очень красивые девушки. «Как вам удается создать такую систему. Может уже и милицию распустить?». Даже Лукашенко растерялся и стал рассказывать про страшные криминальные истории и то, как приходилось расстреливать прямо на месте.

Опять журналист хвалит президента и говорит о семейной обстановке на конференции.

Суровый мужчина из «Тюменской правды» спросил про коррупцию как бедствие для России и посетовал, что в России не получается так жестко, как в Беларуси.

Молодой человек из Питера, насколько я понял, умилялся отсутствием кондукторов в общественном транспорте: «Мы как-то оторвались от пресс-тура за эту неделю и просто проехались в общественном транспорте. Вот все, как в советские времена: кондуктора нет, зато вот сохранились эти компостеры, уже подзабытые. Но все равно доверие — это подкупает».

Ближе к финалу этого театра одного актера какая-то женщина перехватила инициативу у Лукашенко и минут 10 хвалила белорусского президента и гнобила идеологию России и Украины. Чуть не плача, она просила не жалеть белорусский народ, который не ценит своего президента: «У нас весь Кавказ — одна кровавая рана. У нас педофилия страшная…».

Не все, конечно, было настолько позорно. Спросили и про арест Баумгертнера, и про список нежелательных в Беларуси российских инвесторов и олигархов, пытались выяснить, для кого строят так много казино, когда в соседней России их запретили. Наверняка, там были и еще достояные журналисты. Я помню, как во время такого же пресс-тура в 2оо5 году пришел в ресторан, где кормили россиян и принес им книгу о Лукашенко «Случайный президент». Два молодца из Службы безопасности президента попытались меня под руки вывезти из зала, но коллеги отбили. Тогда охранники утащили на улицу мои книги и таким образом выманили меня из ресторана, но я еще минут 30 отвечал на вопросы своих коллег о том, что действительно происходит в Беларуси.

Но в целом возникало впечатление, что приехали люди из голодного края, потому что журналисты часто вспоминали, как вкусно и много их кормили. И они недовольны жизнью в России и мечтают оттуда съехать. Все говорили про красивых девушек и про красивых, работящих мужчин, словно приехали из страны уродов и алкоголиков. Даже белорусское телевидение в трансляции вечером вырезало некоторые вопросы, настолько неприлично льстиво они звучали.

Вот еще несколько цитат:

Иван Алексеев, заместитель главного редактора газеты «Марий Эл» (Республика Марий Эл, Россия): «Я впечатлен сельским хозяйством вашей страны. Удивительно, роботы доят коров. Для нас — это фантастика. Если напишу, то мне даже не поверят».

Сергей Порохов, редактор отдела газеты «На страже Родины» (Ленинградская область): «Если бы я готовился быть президентом, или управленцем высокого уровня, как он говорит, я бы сказал, что мы здесь прошли мастер-класс «Как управлять страной».

Екатерина Глушик, обозреватель газеты «Завтра» (Россия): «Александр Григорьевич не уходит от вопросов каких-то неприятных или, может быть, даже с каким-то двойным дном. Он от этого не уходит и говорит всегда достаточно откровенно. И мы все очень довольны пресс-конференцией».

Азамат Альмухаметов, директор Башкирского спутникового телевидения: «Вам повезло с президентом. Это надо признать. Потому что видно, что он патриот. То есть больше всего во всей поездке меня впечатлил, естественно, Александр Григорьевич Лукашенко. Беларусь, есть нам чему у вас поучиться».

Ольга Борцова, главный редактор газеты «Курская правда» (Россия): «Читая нашу прессу и видя, что транслируют по нашим телеканалам, было совершенно другое мнение. И я рада сегодня, что открыла мудрого президента, дальновидного политика и человека замечательного, который сохранил человеческие качества, — это тоже сейчас большая редкость».

В белорусском сегменте интернета обсуждали не слова Лукашенко, потому что нормальных людей от них уже воротит, все эти сказки слышали многократно, давно уже устали уличать белорусского президента во лжи. Удивлялись, где раскопали таких журналистов.

Послушав коллег на встрече с Лукашенко можно сделать несколько выводов.

Во-первых, полная деградация профессии. Журналисты затравлены и задавлены. Они все развращены договорами информационного обслуживания, по которым получают деньги от губернаторов, мэров, полицейских и прочих чиновников в обмен на хвалебные статьи. Поэтому они просто разучились задавать острые и интересные вопросы.

Во-вторых, прикормленные российской властью журналисты саму эту власть ненавидят. Ведь они — представители государственных, полугосударственных, живущих на государственные деньги СМИ — жаловались Лукашенко на российскую действительность. Это не были оппозиционные журналисты, это были те, кто пишет лизоблюдские статьи про губернаторов и мэров, а потом на встрече с иностранным президентом жалуется на жизнь.

Это лишний раз показывает, насколько хрупка нынешняя российская стабильность, насколько призрачна лояльность к власти и как быстро все перевернется при малейшем кризисе.

И, наконец, зачем нужна вся эта прикормленная и ленивая толпа журналистов? Зачем сохранять огромное количество газет и журналистов в российских регионах и в Москве? Зачем поддерживать их за счет государственного и местных бюджетов? Какая от них польза, если правду не пишут и вопросы нормальные задавать разучились? В России нужна не просто свободная, а отвязанная пресса, потому что слобода слова, потому что без этого никогда не будет ни здоровой политической системы, ни сильной и здоровой страны. А от лакейской журналистики проку-то никакого нет никому.