Германия: дважды два — не совсем четыре

Каждый шестой взрослый житель Германии читает на уровне десятилетнего ребёнка. Взрослые немцы слабы в элементарных бытовых знаниях, работе с компьютером, чтении и счёте.

Двенадцать лет назад результаты теста PISA, сравнивавшего знания школьников развитых государств, стали позорными для Германии. Как выясняется теперь, не только дети, но и немецкие взрослые по уровню элементарных знаний значительно отстают от своих сверстников из других государств.

Впервые в истории Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела сравнительный анализ способностей к чтению, счёту и решению типовых задач среди жителей 24 развитых стран в возрасте от 16 до 65 лет — и некоторые результаты теста, названного PIAAС, выглядят шокирующими.

Задачи, которые приходилось решать проходящим тест, вполне обычны и взяты из привычной жизни. К примеру: на картинке изображён термометр с двумя шкалами — Цельсия и Фаренгейта, температура указана в привычных европейцам градусах, вопрос — какова она по Фаренгейту. Другой пример: тестируемым представлен распорядок дня и список правил поведения в детском саду, где сказано: «Пожалуйста позаботьтесь, чтобы Ваш ребёнок приходил к нам до 10 часов», вопрос — когда, самое позднее, детей надо приводить в садик?

У многих взрослых жителей Германии ответы на такие вопросы вызывают затруднения. Тест PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, или «Программа для международного сравнения компетенции взрослых») продемонстрировал уровень базового образования и социальной компетенции немецких взрослых — весьма средний. В чём-то жители ФРГ незначительно превосходят стандартные показатели, где-то опускаются ниже обычного, ни в одной из выведенных статистиками и психологами дисциплин мы не блещим. «Значительное меньшинство» немцев плохо читает и считает, многие не могут справиться с компьютером или дать правильные ответы на элементарные бытовые вопросы.

Лучшими в большинстве вышеописанных дисциплин оказались жители Финляндии и Японии. В среднем 16-65-летние жители этих государств опережают немцев в развитии примерно на пять классов. Худшими почти по всем результатам PIAAC стали испанцы и итальянцы.

В репрезентативном исследовании принимали участие 166 000 человек в 24 государствах — во множестве европейских стран, в США и Канаде, России, Австралии, Южной Корее и Японии. В Германии на вопросы теста PIAAC ответили 5465 человек. Опрос проводился среди жителей стран независимо от их гражданства и родного языка на языке страны проживания, в зависимости от возможностей тестируемого — на компьютере или в печатном виде.

Навыки чтения позволили жителям ФРГ оказаться на 15 месте среди 23 стран, где была проведена оценка. Россияне читают значительно лучше и стали девятыми. Нормально считать не умеет никто из нас: при решении бытовых задач, требующих математических навыков, немцы стали тринадцатыми, россияне — четырнадцатыми. При этом 18,5 процента немецких тестируемых и почти 20 процентов россиян не могут справиться с заданиями, где требуется больше знаний, чем элементарные умения простого счёта и сортировки чисел.

Решение бытовых вопросов — особенно при помощи компьютера и стандартных на сегодняшний день цифровых приборов — у многих вызывает сложности. Значительное число взрослых жителей ФРГ сталкиваются с трудностями при получении, анализе и передаче информации с помощью самых распространённых компьютерных программ. 11,6 процента прошедших тест PIAAC немцев вообще не умеют работать с компьютером — к примеру, не могут пользоваться мышью. Большинство способны справляться только с привычными программами и только треть (36 процентов) умеют решать более сложные задачи — такие как переход с одной интернет-страницы на другую или самостоятельный поиск информации.

Решающим при сравнении навыков, умений и компетенций тестируемых оказывается возраст: молодые практически повсюду оказываются более способными и знающими, чем наиболее взрослые. В Германии отрыв юных от пожилых также весьма заметен: лучшие результаты, как и почти во всех остальных странах, показывает возрастная категория от 25 до 34 лет, худшие — 55-64-летние. Ахиллесовой пятой немецких неудач эксперты по-прежнему считают неравенство: мало в какой другой стране базовые умения и навыки так зависят от уровня образования родителей, как в Германии. Результаты прошедших тест жителей ФРГ демонстрируют огромный отрыв тех взрослых, чьи родители не имели аттестата о среднем образовании и не проходили профессиональное обучение, от тех, у кого хотя бы один из родителей учился в вузе или получил профессию. Большим, чем немецкий, разрыв оказался только в Соединённых Штатах.

Тесты PISA среди пятнадцатилетних школьников развитых стран Организация экономического сотрудничества и развития проводит регулярно — раз в три года. Первый, состоявшийся в 2001 году и продемонстрировавший заметное отставание немецких старшеклассников от сверстников, привёл к реформам в сфере школьного образования. Вероятно, PIAAC, или «PISA для взрослых», также станет традиционным — а первый шок этот тест нам уже обеспечил.