СМИ: свобода слова и прощание с иллюзиями

По словам Дмитрия Медведева, журналисты телеканала НТВ, который отмечает сегодня свое двадцатилетие, помогли становлению демократии в России. Однако демократия журналистам не помогла – слишком «суверенной» она оказалась. Свобода слова так же не стала для россиян чем-то важным, как для журналистов ценностью всерьез так и не стала независимость.

Многие легендарные «нтвшники», вроде Леонида Парфенова и Павла Лобкова, находятся сегодня в оппозиции к существующему политическому режиму. Другие работают за рубежом, как, например, экс-глава НТВ Евгений Киселев. Третьи остались работать на российских телеканалах с разной степенью формального участия государства, но одинаково равной степенью реального его контроля над эфиром.

Олег Добродеев управляет ВГТРК, Марианна Максимовская – замглавного редактора РЕН ТВ, Владимир Кулистиков вот-вот должен покинуть НТВ, но пока еще возглавляет этот телеканал, Татьяна Миткова является его заместителем и руководит новостной службой.

Что касается непосредственных создателей НТВ, то они также разделились. Владимир Гусинский формально живет в эмиграции, сохраняя небольшой бизнес в России. Сергей Зверев работает в России. Игорь Малашенко курсирует между Лондоном и Москвой.

Однако главная перемена произошла в роли самого телеканала, как и средств массовой информации в целом. Если 20 лет назад, когда в федеральный эфир вышли первые программы НТВ, журналистский репортаж мог стать поводом для отставки высокопоставленного чиновника, то сегодня любое острое сообщение СМИ, скорее всего, приведет к увольнению самого автора, даже если это средство массовой информации формально частное. Либо, что, пожалуй, еще грустнее, новость никто не заметит.

Как будто специально приуроченными к юбилею НТВ стали два заметных события. Во-первых, смена руководства в ИД «Коммерсант». Одноименная газета, которую выпускает этот издательский дом, была одним из первых свободных СМИ. Но сегодня ее независимость – это воспоминание о прекрасном прошлом. Впрочем, назначение известного своими консервативными лоялистскими взглядами Владимира Желонкина гендиректором ИД «Коммерсант» — отнюдь не первая кадровая перестановка в этом издательском доме, да и другие некогда относительно независимые СМИ через подобное уже проходили.

Более симптоматично скандальное решение Роскомнадзора подать в суд на информационное агентство «Росбалт» с целью отозвать его регистрацию в качестве СМИ. Формальный повод не выдерживает никакой критики. В защиту агентства уже выступили как журналистские объединения, так и депутаты Госдумы, члены петербургского законодательного собрания.

Очень хочется надеяться, что «Росбалту» не придется выполнять функции информационного агентства, не пользуясь уже защитой закона о СМИ. Ведь Роскомнадзор явно не прав в своей трактовке законодательства.

Но даже когда решение чиновников в отношении «Росбалта» будет отменено, прецедент все равно будет создан. Теперь СМИ и журналистов можно будет пытаться закрыть не только за то, о чем они сообщают, но даже и за то, о чем сообщают их читатели (или зрители). Таковы итоги более чем двух десятилетий упорной борьбы со свободой слова, которую ведут в России власти, многие собственники медиа и даже часть самого журналистского сообщества.

Общий вывод очевиден. Двадцать лет назад журналистика в России представляла собой четвертую власть. СМИ пользовались серьезным влиянием. Они, разумеется, не были вполне независимы от своих собственников, но пользовались гораздо большей свободой, как от владельца, так и от российского государства. Однако ведущие журналисты страны вначале согласились за хорошие деньги превратиться в обслугу для крупных бизнес-групп, а затем на тех же условиях работать на государство.

Теперь, когда надобность в СМИ постепенно отпадает из-за того, что они уже не имеют такого уровня влияния на общество, как 20 лет назад, их постепенно «отправляют на пенсию». На смену бывшим властителям дум, обменявшим свой авторитет на толстый кусок хлеба (вначале с икрой, а в наше время так просто с маслом), приходят молодые «специалисты». Они-то уже понимают, что их роль в этом мире – обслуживающая, и единственное, чего стоит добиваться, чтобы за услуги хорошо платили.