Почему в Чечне больше нет кровной мести

Чеченская республика, возвращающаяся к мирной жизни и созидательному труду, является возможно одним из самых ярких примеров того, как исконные религиозные нравственные ценности способствует модернизации и развитию. Что традиция и развитие — не обязательно антиподы.

Все, что я помнила о Грозном, — это зарево. Двадцать лет назад наши политики, которые сопровождали гуманитарный груз в Чечню военно-транспортным самолетом, взяли и меня в качестве репортера.

Но тогда никакого репортажа о Грозном не получилось, потому что дальше аэропорта, обстреливаемого со всех сторон, нас не пустили. Все, что мы успели увидеть до отлета, — это совершенно нереальные пунцово-красные отсветы в небе над столицей бунтарской «дудаевской» республики.

Но это все в прошлом. И хорошо, что больше зарева над Грозным нет. Об этом городе мы расскажем в следующем номере, а пока — интервью с председателем Совета старейшин Чечни.

Вот скажите, при слове «старейшина» что первое придет на ум? Наверное, колоритные образы старцев из «Белого солнца пустыни», которых товарищ Сухов приветствовал фразой «Здорово, отцы!» Поэтому ничего удивительного в том, что как только я узнала — предстоит беседа с председателем Совета старейшин Чечни Саидом-Абдуллой Ахмадовым, воображение мгновенно нарисовало портрет старика с бородой. Хотя оказалось: чтобы стать старейшиной в Чеченской Республике, вовсе не обязательно быть седовласым и в крайне преклонном возрасте.

Главное же, что собиралась выяснить у визави: до какой степени они могут влиять — в масштабах страны — на правительство, политиков, в конце концов на президента? Саида-Абдуллу мне отрекомендовали как «потомка курайшитов», т.е. якобы его родословная ведется аж от самого пророка. Впрочем, доказать «курайшитское» происхождение невозможно, хотя тут все принимается на веру.

***

МИЛЛИАРДЕРА — К ОТВЕТУ

Как истинный горец Саид-Абдулла по большей части философствовал, поэтому ответы на любые вопросы получались целыми монологами, неспешными, будто время — вечность. Монологи я, конечно, потом нещадно «порезала», поскольку для них никакой газетной площади не хватит.

Саиду Ахмадову 62 года, у него четверо сыновей и дочь. Кроме уважаемого «старейшинства», он занимает не менее уважаемую должность: директор республиканского охотуправления. Сетует, что молодежь уезжает из горных селений. И тут же находит оправдание: «Раньше образование у нас очень хромало, поэтому сейчас все стараются, чтоб дети учились. Прежде времени не было: мы же постоянно воевали. Но теперь хватит воевать. И наш президент говорит об этом».

Переживает, что в Чечне катастрофически сократилось поголовье скота: «У нас ведь раньше было несколько миллионов овец, а теперь осталось лишь несколько тысяч голов… И коров мало. Мясо завозят из Америки, где оно провалялось 200 лет! Мы дожились до того, что в горных селах молоко пьют из пакетов «Кубанская буренка»! Представляете?! Позор!» Тем не менее верит, что явление временное.

— Если представить структуру местных органов власти, то кто, образно говоря, главнее: руководитель районного административного центра, города, поселка, аула или старейшина?

— Я так скажу: если в районе нормальный председатель, тогда он главнее, а если нет, тогда совет старейшин. Но вы не меряйте по западным меркам. Там если у человека много денег, он на высоте и ему никакая власть не указ. А у нас даже если кто-то имеет миллиарды, но ведет себя недостойно, то совет старейшин его остановит, скажет: ты провинился, ты не должен этого делать.

— Насчет миллиардеров — это образно?

— Почему? Вот у нас есть один с капиталом в 6 млрд. руб. Когда я узнаю, что он провинился, останавливаю его — на собрании или просто на улице, в глаза говорю: так и так. Он всегда ко мне прислушивается.

— Приезжайте в Киев, там с удовольствием позаимствуют ваш опыт.

— В Украине со временем тоже появится совет старейшин.

— Может ли представитель совета быть членом какой-либо партии?

— Старейшины вне политики. А если нарушим это правило, то потеряем авторитет. Это политики должны у нас спрашивать, как и что делать. И тот, кто собирается в политику, т.е.

кандидат, должен объяснить нам: чего он хочет добиться и каким методом. Но если пообещает что-то людям и не сдержит слово, мы с него спросим. Потому что «метлой» работать, т.е. болтать, все политики умеют, а результат показать — не все. И совет старейшин может им собственный вердикт вынести:

такой-то и такой-то не достоин должности, на которую назначен, снимайте его оттуда.

— Глава старейшин — выборная должность. И, вероятно, кандидатура определяется путем голосования. Из скольких в среднем претендентов выбирают? Не из одного же, надеюсь.

— Шесть-восемь кандидатов.

— Голосование тайное?

— Тайного нет! Мы не прячемся за спиной. Чеченец должен в лицо сказать то, что думает. У нас все открыто.

***

МАТЬ СЕМЕЙСТВА НЕ ОТДЫХАЕТ

— В чеченских семьях неукоснительно соблюдаются обычаи дедов-прадедов. Не потому ли на днях в Грозном проходила всероссийская конференция «Крепкая семья — основа России»? Или устроили такой форум, чтоб показать делегатам из других регионов РФ, как после войны отстроилась Чечня?

— Думаю, и первое, и второе. Мне отрадно, что в России последнее время большое внимание уделяют совету старейшин. В этом заслуга Владимира Владимировича Путина… Но для какого-то региона такой совет — новшество, а в Чеченской Республике старейшины всегда имели высокий статус. Поэтому сейчас нам ничего не надо придумывать: все это у нас веками было.

— Кроме почитания старших, что еще такое есть в чеченской семье, которое, на ваш взгляд, стоит популяризировать на всю страну?

— Чтоб вы поняли, вообще для чеченца семья — это святое. Жена, мать семейства, практически не отдыхает. У нас не принято, так сказать, душевные чувства демонстрировать на людях. Даже в своем окружении. Я никогда не видел, чтобы моя мать смотрела на моего отца любовным взглядом. То же и отец…

— Это хорошо?

— Считаю, что такое поведение — большая победа наших родителей над собственными слабостями. Точно так же никогда не видел, чтобы они уединялись в комнате.

Поймите, в наших семьях по 10—12 детей. Поэтому старшее поколение никогда не выказывает вольности, чтобы об этом могли догадаться дети… Но на целомудренное мышление младшего поколения оказывает тлетворное влияние интернет, телевидение.

— Как бы третье тысячелетие на дворе…

— Считаете, что хорошо, если по телевизору через каждые 5 минут показывают женщин, о которых говорят, что они и такие, и сякие?! Это до глубины души возмущает нас. Поэтому фактически — в системе духовных ценностей — мы уходим в «первобытно-общинный строй». В чеченских семьях дети никогда не смотрят телевизор с отцом, матерью или с дядей. Чтоб не чувствовать себя неловко. И наши дочери, если видят, что в кинофильме демонстрируются сцены с объятиями, убегают в другую комнату, потому что подобное они не могут смотреть в присутствии, допустим, братьев.

***

НЕ ВОРОВАТЬ ЯБЛОКИ!

— Объясните украинскому читателю, который далек от ваших традиций, на самом деле — по какому принципу формируется совет старейшин? Условно: кто в ауле старший — тот и «совет»?

— Вот смотрите, у меня, т.е. в совете Чеченской Республики, 4,5 тыс. человек. И каждый из них представляет свой род.

— По одному представителю на «фамилию»?

— Не так. Допустим, есть фамилии Ахмадовых, Темирбулатовых и так далее. И в каждом роду есть тот, кто своим примером показывает образцовые деяния, но он же фактически отвечает не только за хорошие, но и за плохие поступки всего семейства, тейпа, — дальних и ближних родственников.

— И де-факто он — старейшина?

— Де-факто и де-юре, как хотите. Все, что он говорит в своем роду, выполняется беспрекословно. Но у нас, как правило, род большой. И поэтому старейшина сам выбирает еще 3—4—5 человек, которые имеют высокий авторитет. Эти люди не могут допускать слабости — ни по отношению к женам, ни к другим жизненным проблемам.

— Насчет жен — это интересно…

— У старейшин не должно быть ошибок не только в зрелом возрасте, но и в молодости, даже в детстве.

— Вообще-то все не безгрешны. И если в младенчестве кто-то таскал яблоки из чужого сада, как делают все дети, то в преклонном возрасте он уже не сможет стать старейшиной?

— Если чеченец допустил слабость в детстве, то всю жизнь потом ему это будут вспоминать. Любую ошибку! Даже ту, подчеркиваю, которую он допустил, будучи пацаном. А в старейшины выбирают на самом деле только очень достойных.

— Существует, вероятно, возрастной ценз? Ну не может же в 30 лет человек стать старейшиной. Хотя министром может и президентом — тоже.

— Все относительно. Если человек до 40 лет воспитал своих детей правильно, если сам в юности вел себя прилежно, а теперь его дети не гуляют, не дерутся, не занимаются тем, чем не надо… И если этот человек в республиканском масштабе показывает пример, то его продвигают и в старейшины.

Вот мне немного больше 60, и видит Всевышний, я не знаю, почему меня избрали председателем: у меня и мысли не было, что превосхожу кого-то. Возьмите любого горца — и он тоже будет достоин чести возглавить совет старейшин. Это истинная правда: не считаю, что я лучше других. Но я бесконечно рад, что меня выбрал и Рамзан Ахматович Кадыров, наш президент.

ЗА ЧТО ЧЕЧЕНЦУ «СЕКИР БАШКА»

— Нам действительно сложно понять: зачем, к примеру, на свадьбе должен быть представитель старейшин? Вроде как семейный праздник, а тут — такой официоз!

— Старейшина должен быть везде! Вот, например, закон Российской Федерации гласит: люди, достигшие 16-летнего возраста, уже взрослые, за ними не надо присматривать.

— Почему? Можно! Но у них уже вообще-то паспорт есть…

— Ну и что? По нашим традициям даже если мне будет 90 лет, перед своим отцом я дитя. И если он захочет меня отлупить, то это сделает. Вот такое правило. Зато, извините, ни в какую чеченскую семью сынок не приведет симпатичного парня и не скажет родителям, что это его…

— …»невеста»…

— …или «жених». Никогда в жизни! За такие слова — сразу «секир башка» будет! Но то, что касается старейшины на традиционных свадьбах…

— …где чеченская невеста всю церемонию, что длится с утра и до ночи, должна стоять в одиночестве — без жениха! — причем в углу зала.

— Так вот только в присутствии старейшины такая свадьба считается полноценной. Потому что тогда не допускаются никакие вольности.

— В смысле — не пьют, что ли?

— Это вообще исключено! Но

при старейшине не бывает лишних разговоров, никто не упрекает друг друга. Чеченская молодежь сидит у порога, потому что в центре должно быть старшее поколение. А к старшему — так мы воспитаны — почтение. У нас уважают не за то, что ты чемпион мира по карате, а что правильно прожил жизнь.

***

ПЕРЕМИРИЕ ПО КРОВНИКАМ

— Вендетта, то есть кровная месть, на Кавказе — древнейшее правило. Но оно никак не увязывается с законами, по которым живет Чечня в составе РФ, правильно? Следовательно, ваш горный народ должен либо отказаться от традиции, либо нарушать действующий закон. И что выбрала Чечня?

— Перемирие.

— То есть некогда враждовавшие кланы окончательно и бесповоротно простили друг другу убиенных родственников?

— Чтоб вы поняли, когда Рамзан Ахматович стал президентом… Вот некоторые говорят «главой», но я это не признаю, потому что глав много, а президент один. И мы от души желаем ему добра, потому что он своими деяниями показывает пример. Даже перед нами, старейшинами, не садится, пока мы не сядем, не показывает нам, как некоторые, что он — владыка, президент… А ведет себя так, потому что получил правильное воспитание, уважает возраст и мудрость.

Именно Рамзан Кадыров стал инициатором перемирия по кровникам. Знаете, какая тут мясорубка раньше шла? И все — кровная месть! Маленькие ссоры мы решаем быстро с муфтиятом, не доводя до суда. Но, скажу так, даже человек, совершивший убийство и отсидевший за это 25 лет, все равно должен раскаяться,

попросить прощения на коленях у родителей.

— Тех, чьего, допустим, сына он лишил жизни?

— У нас 100 лет шла кровная месть. И за это время 19 человек было убито только из-за того, что они не просили прощения друг у друга. Чеченцы ждут и всегда наказывают тех, кто их обидел. Но мы — народ, который умеет прощать. Хотя если слова извинения кто-то произносит с высокомерием, неискренне, как бы в насмешку, — моментом голову отрубаем, где бы он ни был — в Испании, Италии, Германии. С расстоянием для нас проблем нет.

— Надеюсь, насчет голов это вы фигурально сказали. Но какая уверенность, что война больше не вспыхнет и кланы не будут выяснять отношения?

— Вопрос хороший. Когда кровные мести длились несколько столетий, и это уже считалось нашей вековой традицией, остановить процесс было сложно. Поэтому если сейчас кто-то из-за мести убивает человека, старейшин не просят за него заступиться.

— Нарушаете закон предков?

— Нет, нет! Но истинно верующий понимает, что все мы — дети Адама, убивать нельзя. И никто из смертных не имеет права забирать жизнь. Потому что ни в одной вере — тем более ни в исламе, ни в православии — не сказано, чтоб люди убивали друг друга.

— И как это сочетается с «традиционной» кровной местью чеченцев?

— Знаете, и прежде так было: когда чеченец мстил своему кровному врагу, то потом привозил тело для погребения к дому того, кого лишил жизни. Укладывал на самые дорогие ковры. Накрывал самой дорогой буркой. Затем обращался к родственникам усопшего с такими словами: «Из-за своей слабости мы убили вашего брата, который отобрал жизнь у нашего брата. Мы просим прощения у всего вашего рода и хотим, чтоб земле предали его прах как подобает»… Но в любом случае все ж понимали: это надо остановить!

Вот такой пример. В одну чеченскую семью из Ставрополя приехала на лето отдыхать девушка, потом она повздорила с ребятами из другой семьи, они ее ударили. Так вот та пощечина в итоге забрала жизни семерых ребят — четверо погибших со стороны обидчиков и трое из семьи, где девушка гостила.

Но когда воцарилось перемирие, то все поняли — это лучше, чем враждовать. И скажу откровенно, не только в семьях, но и в масштабах страны народ должен быть терпимее к представителям другой нации, другого образа жизни.