Бронепоезд имени Игоря Сечина

Поломка самоходной платформы, перевозящей крупногабаритный реактор для Ачинского нефтеперерабатывающего завода (актив «Роснефти»), произошла в 70 километрах к западу от Красноярска. Это 741-й км трассы М53 («Байкал»). Авария случилась еще в 18 часов 6 октября. И, как сообщает Байкалуправтодор, обеспечивающий безопасность и бесперебойность движения на дороге, для устранения неисправности потребуется не менее семи дней.

То есть как минимум до воскресного вечера платформа будет перекрывать движение на трассе в обе стороны. Объезд возможен только по обочинам — платформа занимает абсолютно всю проезжую часть.

В реальности этот автопоезд, везущий в Ачинск сверхтяжелое и крупногабаритное оборудование — четыре реактора гидрокрекинга общей массой свыше 2,5 тыс. тонн, — начал свой путь по дорогам общего пользования еще 27 августа. И вот уже второй месяц автомобилисты испытывают, мягко говоря, дискомфорт. Ползет эта конструкция чуть не на четырехстах колесах со скоростью очень неторопливого пешехода — километра три в час, в горку — полтора. Дорогу перекрывают, иногда эти пробки затягиваются на много часов и собирают сотни, если не тысячи авто. Там, где федеральная трасса ужимается до двух полос, транспорту приходится уходить на обочины. По мере перемещения платформы на ее пути приподнимают висящие над дорогой провода и удаляют дорожные знаки. Домкратами на два метра подняли надземный пешеходный переход в поселке Емельяново, размонтировав его предварительно в двух местах. 26 сентября уже была авария гидравлической системы автопоезда: на дорогу обильно разлилось масло.

В общем, понятно, что операция уникальная (на Ачинском НПЗ озабочены, чтобы она попала в Книгу Гиннесса), требующая жертв. Но. Почему получается так, что одни только жертвуют и жертвуют, а другие, не испытывая неудобств, получают от этих жертв прибыли? Груз — бизнес-структуры. Дорога — общего пользования. Это единственная ниточка, соединяющая Сибирь и Дальний Восток с Уралом и европейской Россией. Почему «Роснефти», прибравшей в Красноярском крае все бывшие активы ЮКОСа, включая Ачинский НПЗ, перед осуществлением своих планов было не расширить этот участок трассы? Чтобы не устраивать транспортный коллапс, чтобы люди не стояли долгими часами из-за прохождения автопоезда, не гробили подвески ездой по обочинам? Тем более основной акционер «Роснефти» — государство, а все его высшие чины неустанно пекутся теперь о Сибири и Дальнем Востоке. Так вот и расширили бы нашу дорожку хотя бы до четырех полос.

И еще, вдогонку. Как долго простояла бы фура какого-нибудь частника, напрочь перегородившего дорогу?

Есть в этой истории, сутью своей вполне понятной каждому половозрелому жителю этой страны, и некоторые нюансы, придающие ей особый аромат.

Новые реакторы предназначены для окончательного перехода Ачинского НПЗ на выпуск бензина и дизельного топлива по нормам Евро-5. Слов нет, цель благая. Тем более это актуально для Красноярска: он занимает третье место в перечне самых загрязненных городов страны, составленном Минприроды РФ. Однако никакой уверенности, что в Красноярске легко будет найти высококачественный ачинский бензин, нет. Еще недавно у «Роснефти» вообще не было своей розничной сети в крае, сейчас появляется, но пока она крайне не развита. Что удивительно: это очень выгодный бизнес — цены на бензин в крае выше, порой существенно, чем у соседей (регион богаче, поэтому такой ему ценник и выставляют). Да, ачинским топливом стандарта Евро-4 и Евро-5 уже начали торговать несколько крупных красноярских операторов, но вот другие периодически жалуются, что закупить сколько-нибудь приличные объемы ачинского бензина и солярки, подписать контракт на поставки — совсем непросто. Особенно в периоды топливных кризисов. Возможно, это всё бизнес-войны. И происходит элементарное вытеснение части игроков с рынка, потом «Роснефть» купит их сети, станет торговать своим самым лучшим топливом, и всем (ну, почти всем) будет счастье. Но что-то эта история длится годами, а «счастья» все не случается. Происходит другое. Топливо по нормам Евро-3 и Евро-4 в Ачинске начали производить еще в 2007 году, в промышленных масштабах — с весны 2008-го, первая же партия была отправлена в Московский регион. Поставки туда идут регулярно. А в Красноярске топливо по стандарту Евро-4 «Роснефть» на своих заправках начала продавать только в этом году.

…Автопоезд, с произведенными в Европе реакторами и окруженный полицейскими, многочисленными людьми в спецовках, действительно поражает взор. Его явление в наших краях подается как очередное свидетельство «поднимания России с колен». Ну да, вся техническая часть выполнена где-то: в Италии, в Голландии (оттуда домкраты, коими поднимали пешеходный переход). Россиянам надо лишь довезти это чудо до места. А везут как в феодальной Руси: дороги — никакие, на смердов по-прежнему — плевать. Раздвигайтесь.

Впрочем, что автопоезд сделан не на том же «Красмаше», который, в принципе, мог бы за это дело взяться — все-таки основной производитель баллистических ракет для подлодок, — вероятно, и к лучшему. Вон он какие олимпийские факелы сделал.

Справка «Новой»

Всего в Ачинск везут четыре новых реактора гидрокрекинга: их доставили из Италии морским путем до Дудинки, далее на двух баржах по Енисею до специально построенного причала в Кубеково (это под Красноярском). От пристани начался путь в 210 км по автодорогам до Ачинского НПЗ. Пройдена половина пути. Реакторы перемещают поэтапно: отдельно самый крупный, весом 1300 тонн и длиной 40 метров, и вместе — три остальных, составляя 200-метровый автопоезд. Перевозка осуществляется на самоходной платформе COMETTO.