Британия: закон об иммиграции вызвал шквал критики

Нелегальные иммигранты столкнутся с дополнительными препятствиями при попытке остаться в Британии, заявила министр внутренних дел Тереза Мэй, представившая ранее новый законопроект об иммиграции.

Тереза Мэй сказала в интервью Би-би-си, что общественность по-прежнему сильно озабочена размером госсредств, которые уходят на нелегальных мигрантов, и требует иммиграцию обуздать.

По ее словам, несмотря на то, что за три года коалиционному правительству удалось сократить число мигрантов, как минимум, на 20%, проблемы все равно остаются.

Главное, отметила Мэй, это то, что общественность не понимает, почему мы не можем справиться с проблемой иммиграции.

Проект закона уже вызвал острую критику со стороны оппозиции и общественных организаций.

Жесткий контроль

Согласно законопроекту, домовладельцы, сдающие жилье в аренду, будут обязаны проверять иммиграционный статус квартиросъемщиков. То же самое должны будут делать и банки, прежде чем открывать счета.

Получить права на вождение автомобиля также будет возможно только по предъявлении документа, подтверждающего право на пребывание в Соединенном Королевстве.

Это та часть законопроекта, которая направлена на то, чтобы затруднить для нелегальных иммигрантов возможность проживать в Британии.

Одновременно в законопроекте предусмотрены меры для облегчения работы правоохранительных органов по выявлению нелегалов. Их представителям будет легче снимать отпечатки пальцев, проще требовать документы на проверку, и у них будет больше прав проверять подлинность заключенных с иностранными гражданами браков.

«Реальность такова, что люди приезжают в Британию не для того, чтобы пользоваться бесплатным здравоохранением, а вот для того чтобы работать в нем – приезжают»
Ричард Вотри
комитет врачей общей практики Британской медицинской ассоциации

Депортировать нелегалов тоже должно стать проще. В настоящий момент даже если нелегал уже пойман и вынесено решение о его депортации, это вовсе не означает, что его немедленно посадят в самолет.

Во-первых, он может подать апелляцию против такого решения. И он может это делать 17 раз. Теперь число апелляций сокращается до 4.

В тех случаях, когда в родной стране иммигранта ему ничего не угрожает, полиция сможет его немедленно выдворить из страны, а уже потом рассматривать апелляцию. И даже если иммигранты в своих апелляциях будут ссылаться на восьмую статью Европейской конвенции прав человека, которая предусматривает уважение к частной и личной жизни, британские правоохранители смогут прежде всего учитывать интересы общественности, а не конкретного иммигранта.

Речь идет о том, что многие нелегалы ссылаются именно на эту статью, пытаясь избежать депортации, утверждая, например, что не могут уехать, потому что их дети пошли здесь в школу, и если их депортируют, а детей оставят, то разрушится семья.

Проблема в другом

Однако новый законопроект не получил всеобщего одобрения. Находящиеся в оппозиции лейбористы уже заявили, что в нем не отражено плачевное состояние британских служб пограничного контроля, которые нынешнее правительство развалило своей политикой сокращения расходов.

АНАЛИЗ

Доминик Кашиани,
корреспондент Би-би-си по внутренней политике

С 1997 года новый иммиграционный закон принимался примерно каждые два года, а система по-прежнему далека от совершенства.

Каждый раз очередной министр внутренних дел выступал перед парламентом и говорил, что вот теперь иммиграционная система в Британии станет жестче, быстрее и честнее. А воз оставался все там же.

Чем же нынешнее предложение правительства отличается от предыдущих?

В нынешнем законопроекте главный упор делается именно на обеспечение выполнения закона.

Его критики заявляют, что новый закон будет нелегко выполнять — владельцам жилья придется стать экспертами в области распознавания поддельных документов, новый порядок апелляции вызовет судебные споры, а число жалоб на несправедливые решения не сократится.

Конечной целью планируемых мер является повышение доверия британцев к государственной системе иммиграции. А это станет непростой задачей, учитывая опыт прошлого.

«Закон об иммиграции лишит мигрантов возможности пользоваться государственными услугами, на которые они не имеют права, уменьшит воздействие факторов, привлекающих людей переселяться в Соединенное Королевство, и облегчит удаление отсюда людей, которых здесь быть не должно», — заявил замминистра внутренних дел по вопросам иммиграции Марк Харпер.

«Мы продолжим принимать самых способных и лучших из мигрантов, желающих внести вклад в нашу экономику и общество и играть по правилам. Но закон должен стоять на стороне людей, которые его уважают, а не нарушают», — добавил он.

Однако Дэвид Хансон, отвечающий за иммиграцию в теневом кабинете лейбористов, заявил, что настоящие проблемы в иммиграционной системе — совсем другие.

«Число депортируемых иностранных преступников со времени последних выборов упало на 13%, проверки на границе сократились, и на границе людей стали останавливать вдвое меньше, проблема нелегальной иммиграции только усугубилась», — подчеркнул он.

По его словам, в новом законе нет ничего, что помогло бы решить эти проблемы. Он также указал на несовершенство трудового законодательства, стимулирующее ровно те виды миграции, которые особенно беспокоят общество.

«[Этот законопроект] не затрагивает эксплуатацию на рынке труда… К примеру, в нем упущена возможность усилить надзор за соблюдением требования о минимальном размере оплаты труда, который бы позволил ответить на опасения в связи с иммиграцией из стран ЕС».

Граждане стран ЕС имеют неограниченное право на проживание и работу во всех 28 странах Евросоюза. Благодаря этому жители более бедных стран Восточной и Южной Европы могут переезжать в более богатые страны и успешно конкурировать за рабочие места с местными жителями, причем в первую очередь с самыми бедными.

Низкий уровень минимальной зарплаты может быть приемлемым для мигрантов, тогда как для местных жителей работать за такие деньги порой не имеет экономического смысла.

Подсчету не поддается

Директор «Сети прав мигрантов» Дон Флинн присоединился к критикам инициативы британского правительства: по его словам, ничто не указывает на то, что иммигрантов привлекает в первую очередь британская социальная система.

«Число мигрантов, которые приезжают с болезнями и регистрируются в службе бесплатного здравоохранения, очень невелико. Я просто не верю, что существуют сколько-нибудь значительные доказательства того, что Национальная служба здравоохранения – это один из привлекающих факторов», — сказал Флинн.

Британская медицинская ассоциация также заявила, что больницы уже располагают механизмами возвращения затрат на лечение пациентов, не имеющих права на больничный уход.

«Реальность такова, что люди приезжают в Британию не для того, чтобы пользоваться бесплатным здравоохранением. А вот для того, чтобы работать в нем – приезжают», — отметил Ричард Вотри, заместитель председателя комитета врачей общей практики Британской медицинской ассоциации.

Ассоциация хозяев съемного жилья выразила опасения, что в такой ситуации люди просто не будут сдавать жилье никому, кто выглядит не очень по-британски, а медики возмутились, что от них тоже потребуют проверять иммиграционный статус больных.

Однако главной целью нового законодательства его разработчики называют возрождение уверенности граждан в надежности иммиграционной системы страны.