По поверьям птицы — это души ушедших предков

К огромному сожалению, в последние годы понятие «птицы» у нас, особенно у горожан, все больше ассоциируется лишь с галками и воронами. Кое–где еще посвистит синица (кстати, у нее песня особая для каждой поры года), иногда протрещит сорока, сверкая своими иссиня–черными с белыми вставками боками. Довольно суровая зима дала нам возможность встретиться со снегирями и свиристелями, которые уже этак лет 15 не подлетали к Минску.

У белорусов отношение к птицам традиционно особое. По всем нашим поверьям, птицы воспринимаются людьми как посредники между тем и этим миром, это души ушедших предков. Отсюда и традиция подкармливать пернатых зимой. Они лучшие метеорологи: чувствуют предстоящие малейшие изменения погоды. По их прилету и отлету, поведению можно определить и будущее похолодание, и потепление, и дожди, и ураганы, и засухи. У них нет новейшей навигационной аппаратуры, но они точно и верно летят к себе домой, никогда не сбиваясь с пути.

Попросите аиста

Одна из самых любимых в народе, красивых и величественных птиц — аист, «бусел», «бацян». Существует любопытная легенда, что аист — это человек, наказанный Всевышним за излишнюю любознательность и «непаслухмянства». Этому человеку было поручено сбросить в пропасть «торбачку» с собранными «нечистыми» — змеями, лягушками, иными не очень привлекательными ползучими. Но то ли сам человек ослушался наказа Бога, то ли жена подтолкнула его на самовольство, но развязал он мешочек, и расползлось все это «нядобрае» по земле. Вот в наказание Бог и превратил человека со всей его семьей в аистов. Вынуждены они теперь собирать по всему свету то, что когда–то выпустили. По этой же причине и селится аист поближе к человеку.

Считается хорошей приметой увидеть аиста летящим: тогда человек будет скорым и быстрым весь год и у него никогда не будут болеть и уставать ноги. Маска аиста всегда присутствует в «гурце» колядовщиков во время обходов на Коляды и Масленицу.

Аиста не только у нас почитают особой «святой птушкай». Люди стараются как можно более радушно встретить эту птицу, поэтому жертвуют для ее гнезда старые колеса, бороны, куски железа. Считается добрым знаком, если птица поселится возле дома — «буслянка» охраняет от пожаров, от разных других бед, считается, что аист приносит здоровье, благополучие и просто счастье. В дерево, на котором находится гнездо аиста, никогда не бьет молния, поэтому под ним можно смело прятаться во время грозы. Если надо, он может договариваться с ветрами, дождями и со всеми небесными силами. Но может и наказать «негасцiнных» хозяев, сам принесет горящую головешку к дому. Или бросит в колодец лягушку, а то и гадюку. Нельзя аиста обижать! Убить аиста — большой грех.

Прилет аиста — точный и верный прогноз погоды на будущее. В нынешнем году аисты прилетели на юго–западные территории до Благовещения, а значит, весна будет нехолодной, таким же ожидается и лето.

Волшебная щедрость журавля

Журавль — тоже птица особая и отношение к ней в народе такое же. Образ журавля в чем–то схож с аистом, но и отличен от него — он не такой «радостный». Журавль очень скромен в своем оперении, загадочен и таинственен. Поэтому есть регионы Беларуси, где его имя никогда не употребляется, на него наложен запрет, табу. Объясняется это тем, что слово «журавль» — по–белорусски «жораў» — созвучно слову «журыцца» («печалиться») и может повлиять на различные жизненные ситуации и состояние человека — «калi так называць, то будзеш журыцца цэлы год». Журавль в отличие от аиста не стремится гнездиться и жить возле человека, наоборот, отдаляется от него, он птица более закрытая. Но так же, как и аист, журавль относится к сакральным существам — священным птицам и воспринимается как перевоплощение когда–то ушедшего в мир иной человека.

Как и аист, журавль наделен необычными способностями и в белорусских сказках одаривает бедняков совершенно волшебными предметами: чудесными жерновами, мельницей и «чароўнай торбачкай», из которой как из рога изобилия сыплются различные яства. Нередко журавль выступает и своеобразным судьей: он непременно наказывает зло во всех его проявлениях.

Осенью птицы — кто раньше, кто позже — улетают: они лучше всех знают время наступления холодов. Но журавлиный клин по осени даже не летит, а именно тянется, как бы нарочно замедляя полет, стараясь подольше задержаться в родном небе. Недавно на таможенном переезде на границе с Литвой наблюдалась замечательная картина. Граница — место серьезное, все озабочены, заняты делом. И вдруг среди этой рутины и суеты, среди гула машин выделился какой–то особый звук, похожий на звонкое журчание ручья, но с необыкновенным и надрывным оттенком: клин–клан, клин–клан… Вначале люди не могли понять, откуда он исходит, а потом все — и проезжающие, и проверяющие — подняли головы вверх и увидели: огромный птичий клин шел по небу — стройно, не сбиваясь, подчиняясь особым, не ведомым человеку законам, которые существовали прежде и будут существовать всегда. В назначенный свыше день и час летели на родину журавли.

«Жаўраначак Бога хвалiць»

Жаворонок — необыкновенно радостная и веселая птица. Ей ни в коем случае нельзя причинять вред, убивать. Жаворонка Бог создал, взяв в руку влажную после зимы горсть земли и подбросив ее в небо, — вот и получилась маленькая, внешне неприметная, серая в оперении птичка.

Прилетает жаворонок чаще всего после весеннего равноденствия, после «саракоў». Птичка очень отважная и не боится частых весенних холодов. Бог даровал ей уголек, и там, где его бросит жаворонок, образуются проталины, открывается земля. Жаворонок, словно подтверждая легенду о своем происхождении, то высоко поднимается в небо, то так же стремительно падает вниз. Его пение похоже на перезвон хрустальных колокольчиков в вышине. На Минщине о пении жаворонка говорят: «Жаўраначак Бога хвалiць». По весне белорусы выпекали особые обрядовые булочки в виде птичек — как считают, в виде жаворонков. Дети подбрасывают эти булочки–птички в небо, выкрикивая: «Жавароначкi, прыляцiце, вясну красную прынясiце!» Заботливые мамы и бабушки выпекали не меньше 40 птичек и одну обязательно сжигали в печи, как бы принося в жертву, но, заметьте, не птицу, а булочку. Пение жаворонка было своеобразным сигналом о скором начале весенних полевых работ.

Ласточкино счастье

Ласточка — одна из самых теплолюбивых птичек. Поэтому прилетает к нам позже других, как правило, в начале мая и улетает осенью первой — в конце августа, да и зимует очень далеко — в Нигерии, в самом сердце Африки. Эта птица святая, часто вообще считается воплощением Матери Божьей: именно ласточка вынимала колючки из тернового венка на челе Христа во время его распятия, облегчая страдания Сына Божьего, и приносила ему в своем клювике воду. Поэтому свитое под окном гнездо ласточки воспринимается хорошим знаком. Ласточка приносит радость и счастье в дом. Существует и такое народное поверье: будто бы ласточки не улетают в теплые края, а зимуют в воде, на дне рек, озер и морей, что и объясняет расселение ласточек–береговушек.

Воспетый соловей

Соловей — птица, воспетая многими народами за необыкновенно чудесное пение. У белорусов бытует легенда, что соловей — сын женщины, вышедшей замуж за царя ужей. Она счастливо растила детей в своем подводном царстве, но после предательского убийства мужа–ужа превратилась в кукушку. Вот почему соловей чаще всего вьет свое гнездо у рек, озер — то есть у воды. Это как бы напоминает ему о прежней жизни. Образ соловья у всех народов связывают с особым периодом в жизни — с временем любви и брака, временем счастья.

Удивительно, но пение соловья еще несколько лет назад можно было услышать в самом центре Минска — в зарослях сирени возле Свислочи. Может, стоит и в этом году погулять там и прислушаться — вдруг соловушка споет свою жизнеутверждающую песенку…

Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ