Цели и средства: о самых эффективных структурах РФ

Однажды у нас объявили частную собственность и, страшно сказать, капитализм.

Ну, чтобы не ранить душевно ветеранов, слово «капитализм» как-то редко старались употреблять. Но каждый, кто поверил все-таки в капитализм и стал заниматься в России бизнесом, очень быстро понял, с чем ему придется бороться в первую очередь.

И это не конкуренция, не инфляция, не деноминация, не банкиры, не марксисты, не монополии и резервная система, не бандиты и мафиози, не контрафакт и даже не идиотский НДС. Каждый, кто начинал нормальный, а не спекулятивный бизнес, знает, что самые опасные в этом деле даже не налоговики — с ними можно судиться. А самые опасные для любого вида деятельности в стране две категории — пожарники и санэпидстанция.

Я говорю «пожарники», а не «пожарные», потому что вторые рискуют жизнью и спасают людей. Пожарники — это те, кто могут прийти и, придравшись к малейшему нарушению, просто опечатать помещение. Или за взятку закрыть глаза на эти нарушения. Санэпидстанция — это люди, которые могут к вам прийти в любой момент и… далее по тексту про пожарников. И это в масштабах всей страны. Давно. Такой всероссийский пылесос по сбору денег. Или пирамида — как угодно. А где хорошие и неучтенные наличные деньги — там повышенная активность и функциональность системы. Ничего, что в тени, зато бодренько. На фоне раздутых и неэффективных других структур мы имеем две очень эффективные.

У этого есть другая сторона. Обе эти службы активно используются в конкурентной борьбе, в процессе передачи полномочий от обычных бандитов к оборотням в погонах. Действительно, зачем так уж сразу закатывать в бочку с цементом несговорчивого коммерсанта. Для начала на него насылается пожарник. Он бродит по коридорам с видом преподавателя начальной военной подготовки. Потом санэпидстанция блокирует грузы. И так далее. Это такие наши внутренние игры — разве что дети не в курсе. Такая наша местная реальность, на которую хоть открывай глаза, хоть закрывай — ничего не меняется.

А потом одна из двух гигантских пирамид заявила о себе в международном масштабе. Когда Роспотребнадзор закрыл каналы импорта молдавского вина. (На мой взгляд, абсолютно правильно сделал, но не об этом речь.) Именно потому, что прикрыли мерзкое пойло, по поводу политической привязки запрета вслух говорили немногие. Когда настал конец дружбе братских православных народов и речь пошла о боржоми-гурджаани, разговоров и возмущения стало больше. Хотя, понятное дело, и то и другое — весьма странные продукты.

Но народ-то у нас не только образованный, но и глазастый, и ушастый. И семантику чует, как сантехник водку. Довольно быстро на любой международный афронт России то ли с ближними соседями, то ли с дальними товарищами народ начинает смеяться — ну вот сейчас Роспотребнадзор чего-нибудь оттуда запретит, срочно найдя в сырках следы стронция и цезия. При этом если над политически мотивированными запретами все уже только смеются, то попытки Россельхозанадзора отнять у народа зернистый творожок «Сваля» вызывает глухую ненависть. Потому что бессмысленно и беспощадно.

В эту угадайку так научились играть, что только стоило Нидерландам чего-то встать в позу по поводу «Арктик Санрайз», как народ сказал: ну вот, сейчас запретят тюльпаны ввозить как опасные для формирования гетеросексуальности. И бац — начались проблемы с молочными продуктами из Нидерландов. То есть начались проблемы с импортом в Россию у самой развитой, традиционной и мощной из промышленностей Нидерландов. И все горько рассмеялись — ну мы же говорили. А тут еще этот дипломат со своей женой…

Вот только что делать с пожарниками? Их никто не пустит в грязных сапогах в какой-нибудь штаб любителей белых медведей в Гааге. Но тут есть варианты. Иногда Гаага сама приплывает к медведям.

Тот, кто живет на нашей территории, знает, что когда человеку нечего пришить, чтобы нейтрализовать или уничтожить (вариант — шантажировать), то ему надо что-нибудь подбросить. Ну то есть вдруг, совершенно случайно, что-нибудь найти компрометирующее. Это даже в местной культурке прописано — Жеглов там, да, кошельки — а что? Цель оправдывает средства. И вот, за неимением и бессмысленностью на международной арене такого оружия массового уничтожения бизнесменов, как пожарники, выступают стражи антинаркотических законов. Вот они-то, конечно, тут же нашли на арестованном судне через неделю после ареста то ли пару косяков, то ли лекарства, тем более что всё равно это всё называется drug — не поймешь. Ну если эти люди уже криминализировали лекарства, которые еще вчера давали нам наши мамы от простуды и головной боли, то уж с голландским особо опасным косяком они точно разберутся ого-го.

Послушайте, а что вы удивляетесь? Вот осталась у нас пара-тройка эффективных и деньгоемких структур, когда они работают на внутреннем рынке, все привыкли, а вот теперь они вышли точно в такой же красе на рынок международный — и все такие: «А-а-а-ххх».

А другого modus operandi, как и modus vivendi, у них для вас нет.