Рейтинг Лукашенко растет, жизнь белорусов ухудшается

НИСЭПИ опубликовал важнейшие результаты национального опроса, проведенного в сентябре 2013 года. Согласно исследованию, 55% белорусов приходится работать сверхурочно, чтобы выживать в условиях роста цен, растет разрыв между народом и властью, а для решения вопросов белорусам приходится давать деньги. Но даже в этих условиях рейтинг президента продолжает расти.

Позитивный тренд в развитии «экономического самочувствия» белорусов, наметившийся во втором квартале, в третьем квартале вновь показывает неустойчивый характер: соотношение тех, чье материальное положение за последние три месяца улучшилось, к тем, у кого оно ухудшилось, понизилось более чем на 2% — с 13,7% против 21,6% в июне до 11,6% против 21,6% в сентябре.

Количество белорусов, считающих, что экономика страны находится в кризисе, несколько уменьшилось: в июне так думали 59,8%, сегодня 57,4%, противоположного мнения придерживались 29,5%, сегодня 32,4%. Также белорусы отметили, что средний размер дохода, включая зарплаты, пенсии, пособия и прочие приработки, который приходился на одного члена семьи, за квартал увеличился с 280 до 310 долларов.

Но несмотря на эти позитивные тенденции, уровень оптимизма, с которым белорусы смотрят в будущее, заметно снизился. В июне 23,7% респондентов считали, что «социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы ухудшится», сегодня так считают 28,1%. Количество оптимистов остается на уровне 17,5%. Иллюстрация: TUT.BY Иллюстрация: TUT.BY
Рост цен, побивший рекорд в Европе за первое полугодие, не остался незамеченным миллионами граждан. Так, оценивая сложившуюся ситуацию, только 27,3% сказали «все не так плохо и можно жить», 51,3% — «жить трудно, но можно терпеть», а 18% — «терпеть наше бедственное положение уже невозможно». 61% белорусов «никак не могут приспособиться к нынешней жизни», что «приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь». Почти 55% белорусов часто или хотя бы иногда приходится работать сверхурочно, чтобы выжить в условиях роста цен. Только 35,5% ответили, что «живут, как и раньше, для них в последние годы ничего особенного не изменилось» или им «удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни».
72% белорусов считают угрозу девальвации белорусского рубля реальной или возможной, почти половина по-прежнему больше доверяют доллару, чем белорусскому рублю, поэтому свыше 62% следят за обменным курсом рубля к доллару. Иллюстрация: TUT.BY
В публикациях НИСЭПИ уже не раз отмечалось, что отношение белорусов к государственной власти за последние годы становится все более скептическим, причем это связано не только с понижением «экономического самочувствия», но и с возрастанием разрыва между государством и народом. Проявляется это по-разному.

Например, отвечая на вопрос о том, кто сегодня более всех преуспевает в белорусском обществе, большая часть опрошенных (45,2%) сказали «тот, кто занимает высокую должность, находится у власти», 44,3% — «человек со связями» и только 23,8% — «высококвалифицированный, талантливый», 21,2% — «трудолюбивый». Иллюстрация: TUT.BY

Почти 37% белорусов «в течение последних пяти лет для того, чтобы положительно решить важный вопрос, приходилось давать деньги, ценные подарки или оказывать услуги». Работникам сферы здравоохранения — 20,6%, работникам правоохранительных органов — 10,4%, государственным чиновникам — 8,4%, работникам сферы образования — 6,6%. Причем, 20,2% сказали, что «платить сейчас приходится больше. Неудивительно, что 42,3% граждан «не чувствуют себя лично под защитой закона».
Другой пример связан с отношением к строительству атомной электростанции в Островецком районе Гродненской области с помощью России. Несмотря на уверения властей в безопасности этого проекта, положительно к этому относятся только 34%, а 37,6% — отрицательно. И причина этого не в происках Запада или «негодяев свядомых», а в собственном опыте белорусов: свыше 76% считают, что их здоровье или здоровье близких ухудшилось после Чернобыльской катастрофы.

Большая часть граждан понимает, что их несогласие с политикой властей по тому или иному вопросу в расчет не принимается.

Однако ресурс общественного доверия к главе государства по-прежнему еще далеко не исчерпан.
За второй квартал уровень доверия президенту практически не изменился: сегодня ему доверяют 46,7%, а не доверяют 36,6% (в июне было 48,9% против 40,6%), а электоральный рейтинг продолжает понемногу расти: если, согласно открытому опросу, в марте за него готовы были бы проголосовать 33,4%, в июне — 37,3%, то сегодня — 42,6%.

Как уже не раз отмечалось, причины устойчивости рейтинга Лукашенко многообразны. Это и умелое «перекладывание ответственности» за различные ошибки и провалы в политике и экономике на других. Например, правительству сегодня доверяют 38,3%, а не доверяют 45,9%. Также и отсутствие убедительной альтернативы для большинства избирателей: знают «кандидата, который мог бы успешно конкурировать с А.Лукашенко на президентских выборах», 18,5%, а не знают — 81,5%.

Несмотря на колебания «экономического самочувствия», готовность общества к переменам, включая поддержку оппозиции, остается невысокой.

Хотя каждый второй опрошенный хотел бы, чтобы во внутренней и внешней политике Беларуси в ближайшие пять лет произошли кардинальные перемены, только каждый четвертый считает, что они «вполне возможны», 56,1% — «маловерятны», а 13,8% — вообще «невозможны».
Сегодня считают себя в оппозиции к нынешней власти лишь 14,2% (в декабре было 21,3%, в марте — 16,9%), оппозиционным политическим партиям доверяют 15,3%, не доверяют 62,8%. Электоральный рейтинг В. Некляева составляет 5,2%, А. Санникова 3,1%, А. Милинкевича 2,3%, А. Лебедько 1,4%.

Как и в случае поддержки президента, слабую поддержку оппозиции со стороны общества нельзя объяснять только факторами пропаганды и страха. Несмотря на то, что разрыв между властью и народом постепенно возрастает, соответствующего сближения оппозиции с народом пока не происходит: лишь 24,4% респондентов сказали, что «белорусская оппозиция понимает проблемы и заботы таких людей, как они», 56,6% ответили на этот вопрос отрицательно.

Хотя отмеченные ранее тренды во внешнеполитических ориентациях белорусов в целом остаются прежними, вновь отмечается некоторое «похолодание» отношения к России. Если бы сегодня проходил референдум об объединении Беларуси и России, за проголосовали бы 27,6%, против — 46,9% респондентов (в июне было 31,2% против 46,5%). Но это автоматически не привело к росту проевропейских ориентаций. На референдуме о вступлении в Европейский Союз за проголосовали бы 37,8%, против — 37,5% (в июне 37,7% против 38,1%), а при необходимости выбора на гипотетическом референдуме между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз за первый вариант высказываются 35,6%, а за второй 42,4% (в июне 40,8% против 41%).