Научное рабство молодых ученых

Здравствуйте,

Я, как молодой ученый, младший научный сотрудник, уже могу констатировать, что “реформа РАН” идет в неправильном направлении.

Итак, настоящая реформа РАН назрела еще “позавчера”, однако эта реформа должна была идти в одну сторону, а сейчас уже то, что происходит, движется в противоположную.

Я на своем опыте могу сказать, какая главная беда РАН – это молодые ученые. Это самые бесправные, низкооплачиваемые научные работники, по сути рабы РАН. Итак что такое младший научный сотрудник (далее м.н.с.)?

Это низшая должность в системе РАН.

Ставка мнс: — 10500 руб/мес. + 3000 руб за степень кандидата наук (отменена правительством с сентября 2013 года, за что большое спасибо).

МНС ограничен в правах максимальным образом, по факту это научный сотрудник, который НЕ ИМЕЕТ ПРАВА быть официальным руководителем аспиранта, черным по белому это нигде не написано, но таково правоприменение в системе РАН.

Поэтому в научной среде бытует понятие микрошеф, это по сути дела руководитель аспиранта, который руководит аспирантом, все делает с аспирантом вместе, однако незадолго до защиты кандидатской диссертации аспиранта выясняется, что «ВАК скорее всего не пропустит диссертацию с руководителем, который не является доктором наук или хотя бы старшим научным сотрудником в звании старшего научного сотрудника”.

Есть второе препятствие: проблема специальности. Если случается чудо, и старшему научному сотруднику позволяют стать официальным руководителем аспиранта, то аспирант получит только ту специальность, которая есть у кандидата наук. Если же руководитель аспиранта доктор наук, тогда аспирант может защищать кандидатскую диссертацию по произвольной специальности.

Это дополнительная проблема именно для молодых ученых, которые не является докторами наук, и разрабатывают новые направления в науке, потому что, набор этих новых специальностей, чаще всего утверждается ВАКом для защиты много позже, чем происходила защита самого молодого ученого.

Поясню на примере: допустим кандидат химических наук сделал работу на по теме «квантовая химия» в 2004 году, когда такой специальности не было, и защитил свою работу в 2005 году по специальности “физическая химия”. А сегодня он, не будучи доктором наук, руководит аспирантом, который делает работу по “квантовой химии”, то сегодня, когда специальность “квантовая химия” уже официально существует, в ВАКе возникнут вопросы, почему руководитель одной специальности, а аспирант другой. И высока вероятность, что такая диссертация не будет утверждена.

Поэтому официальными руководителями аспирантов становятся в основном доктора наук, но стать доктором наук раньше 40 лет практически не возможно, если конечно у тебя нет доброжелателей в верхах РАН.

Чтобы МНСу добраться до старшего научного сотрудника, надо в среднем сначала пять лет проработать в должности МНС, далее еще пять лет проработать НС (научный сотрудник) и только после этого его назначат СНС (старшим научным сотрудником). После этого надо еще получить звание старшего научного сотрудника и только после этого можно официально руководить аспирантом с уже обозначенными ограничениями.

Руководство аспирантом это работа, которая вместе с защитой длится 3-4 года, но так как микрошеф может руководить несколькими аспирантам сразу, то до того, как он достигнет нужной позиции, он может “подготовить» к защите от 3 до 6 аспирантов. При этом официальными руководителями будут совсем другие люди, которых напишут в автореферате и которым за это будут присуждать звание профессоров. А от микрошефа в лучшем случае останется только имя соавтора в публикациях аспирантов, потому что микрошеф даже не может быть официальным оппонентом своих аспирантов.

ВЫВОД:

Сегодня, благодаря Президенту РФ, правительству, думе и совету федерации мы все, и молодые ученые и прочие работники РАН обсуждаем не то, что можно было бы сделать в РАН для исправления ситуации с научным рабством молодых ученых, а то, как выжить самой академии наук и как не потерять академические институты. Что, безусловно важнее положения молодых ученых с зарплатой 10500 руб/мес.

P.S.

В довершении процитирую академика Кулешова (по версии твиттера Григория Колюцкого): “…массовые сокращения — это не самое страшное, полное уничтожение хуже”.

Как вы думаете, кого будут увольнять первыми?