Возможен ли при капитализме свободный труд?

Среди наемных работников в России довольно широко распространено мнение, что якобы они полностью свободны в своих действиях, что их никто не угнетает и не эксплуатирует, что они сами принимают решение трудиться им или нет, идти работать к тому или иному работодателю или не идти, и что если уж они решили пойти куда-то работать по найму, значит предлагаемая им заработная плата их вполне устраивает.

Знакомо, верно? Это старая песня, которую мы опять-таки помним со времен перестройки. Именно так защитники рыночного пути развития страны нам доказывали преимущества капиталистической системы, добавляя, разумеется, свое коронное о «полной личной свободе человека в буржуазном обществе», которой якобы были лишены советские трудящиеся в СССР. Ведь в Советском Союзе жить за счет других, паразитировать на других действительно не разрешалось, и существовала даже уголовная статья о тунеядстве, в соответствии с которой хронических бездельников наказывали. А тут, мол, при капитализме, полный рай – хочешь работай, не хочешь не работай, никто над тобой с палкой не стоит.

Так ли оно на самом-то деле?

Теперь, пожив более 20 лет при капитализме, многие российские граждане отлично поняли, что все эти рассуждения были очередным подлым обманом, примитивной демагогией, целью которой было одурачить советских людей, заставить их засомневаться в превосходстве социализма, а самим под шумок быстренько забраться им на шею.

На самом же деле та палка, которую капитализм держит над головами своих граждан не в пример более тяжелая, если не сказать убийственная. Та форма принуждения, с помощью которой капитализм заставляет трудиться своих граждан, носит экономический характер, а не политический, как при социализме. В социалистическом обществе даже самого злостного тунеядца максимум что ждало, это принудительная работа пару-тройку лет на благо всего общества, но куска хлеба и всего остального, самого необходимого для существования человека – жилья, тепла, воды, медицины, образования и пр. никто его лишить не мог в силу самого характера социалистического общества. Т.е. за то, что человек не работал, никто у него права на жизнь не отнимал. Воздействие на таких людей носило в СССР в общем и целом воспитательный характер.

Принципиально по-другому обстоит дело в буржуазном обществе. Не работающий человек при капитализме фактически лишается права на жизнь. Ему не только элементарно становится нечего есть, но и негде жить, негде обогреться, невозможно получить медицинскую помощь, если заболел и т.п. Причем причина, по которой этот человек не трудится – заболел ли он или не может найти работу, никого в капиталистическом обществе не интересует. Угроза голодной смерти висит над ним как дамоклов меч, превращая тем самым всякие рассуждения о личной свободе при капитализме в заказное и примитивное словоблудие.

Но самое страшное в другом, что капитализм не может существовать без этого дамоклова меча, постоянно занесенного над головами миллионов своих граждан в каждой буржуазной стране. Безработица есть необходимое условие получения прибыли немногими от труда миллионов. И граждане капстран это отлично прочувствовали на своей шкуре – самое страшное, что с ними может приключиться, самое большое несчастие, которое с ними может произойти – это если они потеряют работу. Этот дикий страх преследует их постоянно, угнетает, сковывает все мысли и чувства, не оставляя ни на секунду.

Находясь постоянно под угрозой голодной смерти, могут ли люди при капитализме выбирать работать им или нет? Кое-кто действительно может — те, у которых есть «фабрики, заводы, газеты, пароходы». Они действительно имеют все возможные свободы и главную из них – право на жизнь. Они на самом деле могут не работать и при этом жить припеваючи, не задумываясь о хлебе насущном, ведь этого «хлеба» у них валом – собственность, которой они владеют, позволяет им присваивать произведенное другими. Но таких в капиталистическом обществе всего 1 % граждан.

А вот у 99% остальных выбора особого нет, как идти на поклон к первым, чтобы они взяли их на работу. При этом уровень заработной платы определяют вовсе не наемные работники, а их работодатели, те самые собственники «фабрик и заводов».

Помните известное выражение «кто платит, тот и заказывает музыку»? Оно абсолютно точно отражает то, что происходит в капиталистическом обществе. «Сколько хочу, столько и заплачу. Не нравится – сиди голодный.», — вот их позиция. И наемным работникам ничего не остается, как соглашаться работать на ту зарплату, которую им предлагают.

Является ли при таких условиях их выбор свободным? Конечно, нет! Здесь нет никакого выбора и никакой свободы в принципе. Здесь есть скрытое и очень мощное принуждение. Ведь у работника нет никакой возможности найти другого работодателями, который бы за ту же работу платил ему больше.

Цену рабочей силы наемного работника определяет рынок труда. А там главный кнут – безработица. При капитализме изначально нет работы для всех. Законы рынка так устроены, что в любом случае значительная часть граждан буржуазных стран должна сидеть без работы, ведь в противном случае капиталистам невозможно будет получить никакой прибыли.

Почему?

А потому что прибыль капиталисту приносит только наемный труд. Не «фабрики, заводы» сами по себе, а люди, на них работающие. И прибыли у капиталиста тем больше, чем меньше он этим людям платит.

Откуда берется у капиталиста прибыль?

А потому что наемный работник производит по общей стоимости значительно больше, чем выплачиваемая ему заработная плата. Разницу присваивает себе капиталист, за счет чего он и богатеет. Это и есть эксплуатация, которой подвергает каждый наемный работник в любом капиталистическом обществе.

Просто кто-то это понимает и пытается бороться с такой несправедливой системой, а кто-то предпочитает закрывать глаза на очевидное, думая, что если он будет молчать и терпеть, все как-нибудь само собой рассосется.

К сожалению, не рассосется. Год от года и день ото дня становится только хуже — рабочие беднеют, а бизнесмены богатеют. Современный капитализм постоянно выдумывает все новые и новые способы недоплачивать рабочим, урезать их заработные платы, давить на них, пугать, держать в страхе, чтобы они терпели, не сопротивлялись угнетению и несправедливостям.

И выход у наемных работников только один – объединяться друг с другом в борьбе за свои человеческие права, за более справедливое переустройство всего общества.