Украина: статус экс-премьера как пропуск в евроклуб

Бывший премьер-министр Украины, видный руководитель «оранжевой» революции и лидер крупнейшей оппозиционной партии «Батькивщина» Ю. В. Тимошенко отбывает семилетний срок тюремного заключения с 11 октября 2011 года.

Уголовное преследование популярного политика было начато весной 2010, практически сразу после второго тура февральских президентских выборов на Украине. Которые Тимошенко проиграла действующему поныне президенту Виктору Януковичу с миниатюрным разрывом голосов 45.8 % против 48.9 %. Через месяц после электорального финиша «Принцесса майдана» сложила с себя премьерские полномочия, еще через два против Ю. Тимошенко были возбуждены несколько уголовных дел. Политическая борьба крупнейших украинских фигур перешла в рубрику «Околокриминальная хроника», где и пребывает уже несколько лет.

Следственные действия по отношению к Тимошенко проходили на фоне постоянных обвинений в их политической ангажированности и сопровождались уличными акциями протеста. Другой характерный штрих – на протяжении полутора лет прилагались явные усилия «выдавить» бывшего премьера из страны. Арест последовал только в августе 2011, когда нежелание Тимошенко приобрести эмиграционный статус стало очевидно. Разумеется, в многотомных уголовных делах были представлена другая очевидность. Ею стал огромный ущерб для украинской экономики от подписанных премьером «газовых» контрактов с Россией. Возможно, как экономист Юлия Владимировна не сильна и ее подписи под топливными договорами действительно привели к пагубным последствиям для Украины. Однако с 2008 года ежегодных «газовых конфликтов» в виде предновогодних морозных форс-мажоров между Россией и Украиной больше не было. И после осуждения Тимошенко власти Украины отчего-то ни разу не пытались расторгнуть или хотя бы конструктивно пересмотреть невыгодные контракты. И личной выгоды бывшего премьера в заключенных договорах доказано не было. Тем не менее, второй по популярности украинский политик получила семь лет тюрьмы согласно приговору Печерского районного суда города Киева. Каковой срок отбывает и поныне, с мая 2012 года сменив камеру харьковской колонии на палату харьковской же центральной больницы в связи со значительным ухудшением здоровья.

Насколько Тимошенко была жестким, неудобным соперником в Раде или на Майдане, настолько же она доказала свою неуступчивость и в тюрьме. Президентская команда и лично В. Янукович оказались под градом постоянной критики от всех оппозиционных партий (что еще терпимо), от значительной части народа (что заметно хуже) и от солидных европейских политических структур (что вовсе никуда не годится). Откровенно говоря, вопрос действительной виновности Тимошенко в инкриминируемых ей преступлениях постепенно отошел на второй план. Женщина с подорванным здоровьем, с принципиальным противостоянием с властями страдает в изоляторе и объявляет голодовки на холодном цементном полу. Ее посещают евродепутаты, ей посвящают заседания ПАСЕ, о ней пекутся комитеты по предотвращению пыток – а с другой стороны множатся новые дела и выпекаются новые обвинения. Тимошенко был предоставлен свой, персональный «злой гений» на должности заместителя генерального прокурора Украины. Ренат Кузьмин в январе этого года объявил о веских свидетельствах в пользу уже не экономических, а уголовных прегрешениях бывшего премьера. Р. Кузьмину явно недостало чувства меры и элементарного правдоподобия. Объявить об инициировании аж 24 новых уголовных дел против уже осужденного экс-премьера, от валютной контрабанды и нанесения побоев тюремной охране (!) до организации заказных убийств – чересчур даже для самого гибкого правосудия в Европе. Которому внезапно пришлось грациозно выгибаться в противоположную сторону.

В 2013 году на помощь оппозиционной сиделице пришла Большая Геополитика. Украинские власти сделали выбор в пользу скорейшего соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и вообще интеграции с Европой «любой ценой». Скажем, только пересмотр стандартов и технических регламентов с приведением продукции в соответствии с евронормами обойдется украинскому бюджету в несколько объемов ВВП. Право распоряжаться финансами страны – неотъемлемое право любого государства, но на фоне «платы за ЗСТ» ущерб от газовых контрактов выглядит мелкой расходной статьей.

Вектор интеграции с Евросоюзом оказался в прямой зависимости от статуса Ю. В. Тимошенко. Без ее освобождения пребывание украинской государственной делегации на ноябрьском саммите ЕС «Восточное партнерство» не имеет смысла. Без освобождения «оранжевой принцессы», без аннигиляции сказочного шлейфа из двадцати четырех новых уголовных дел ЗСТ и ассоциация с ЕС для Украины невозможны. Так что вторую годовщину своего пребывания в украинских местах не столь отдаленных Юлия Владимировна встречает в очень интересном статусе. От ее воли зависит успех вильнюсских переговоров о направлении развития страны. Уже показательно уволен из Генеральной прокуратуры «персональный гонитель» Тимошенко Р. Кузьмин. Уже закрыты большинство новых дел, уже муссируются слухи о «…согласии руководства Украины выпустить г-жу Тимошенко…на лечение в Германию или другую европейскую страну…». Киев почему-то думает, что инициатива амнистировать бывшего премьера исходит из президентского дворца. Хотя на деле власти вынуждены подстраиваться под вожделенное партнерство с Западом. Для чего перво-наперво нужно освободить столь тщательно упакованную в тюрьму «газовую принцессу», вплоть до полного помилования – но осужденный должен просить об амнистии, желательно публично и с покаянием! А Тимошенко не просит и не кается!

Вся карьера Ю. В. Тимошенко, вся харизма железной украинской леди безо всяких кавычек говорит о том, что обострением ситуации и углублением конфликта ее не испугать. До февраля 2015 года – до следующих выборов президента Украины – осталось около 15 месяцев. Юлия Владимировна уже объявлена объединенной украинской оппозицией единым кандидатом на президентский пост. Тимошенко проведет этот небольшой срок так, как будет выгодно из электоральной сообразности, не руководствуясь личным комфортом и собственным здоровьем. А что до зон свободной торговли с ЕС – подписать их можно и позже, собственноручно. Заняв высший пост в государстве, не выходя из тюремной больницы, например. Своими непоследовательными шараханьями и управляемым правосудием Киев сделал для популярности Тимошенко больше, чем все ее сторонники и соратники.