Christian Science Monitor. Как снять нефтяное проклятие

Венесуэла, которая входит в число нескольких десятков стран, богатых природными ресурсами, представляет собой жалкий образец того, чего не следует делать со своими природными сокровищами. Несмотря на то, что в Венесуэле находятся самые обширные запасы нефти, ее экономика стремительно разваливается на части.

В стране наблюдается острая нехватка товаров первой необходимости, чрезвычайно высокий уровень инфляции и постоянные отключения электричества.

Вместо того чтобы изменить ситуацию и инвестировать нефтедоллары в будущее, когда запасы нефти иссякнут, президент страны Николас Мадуро (Nicolás Maduro) предпочел придерживаться старой политики своего покойного предшественника Уго Чавеса. Он выдумал врага, чтобы отвлечь внимание общественности от коррупции и неумелого руководства правительства страны. В понедельник, 30 сентября, он выслал из Венесуэлы троих американских дипломатов, заявив, что они намеревались саботировать экономику страны.

Одной из причин, по которой все большее число жителей Венесуэлы сейчас начинают различать истинное положение вещей сквозь дымовую завесу, является то, что многие другие страны, богатые природными ресурсами, находят способы избегать того, что экономисты называют «ресурсным проклятием». Суть этого явления заключается в нецелевом использовании временных прибылей от продажи нефти и полезных ископаемых – это сродни общеизвестному феномену, когда победители лотерей позже быстро оказываются банкротами.

Однако выясняется, что это «проклятие» реально лишь настолько, насколько реальным его решила сделать та или иная страна. Такие государства, как Норвегия, Ботсвана, Чили и Канада сумели выработать ряд принципов, которые позволяют им экономить и максимально увеличивать прибыль от продажи природных ресурсов.

Во-первых, власти этих стран не скрывают того, куда идут эти деньги, что предполагает наличие в этих государствах определенного уровня демократии. Во-вторых, они распределяют эти деньги более или менее справедливо – особенно это касается будущих поколений – они не растрачивают их, тайно перенаправляя денежные потоки в карманы представителей элиты. В-третьих, они приумножают свои доходы, инвестируя эти деньги в развитие предпринимательства, образования и инфраструктуры.

«Поскольку у «нефтяного проклятия» есть начало, у него обязательно должен быть конец», — говорит Майкл Росс (Michael Ross), автор книги «The Oil Curse: How Petroleum Wealth Shapes the Development of Nations» («Нефтяное проклятие: как нефтяные деньги влияют на развитие стран»).

Поскольку сегодня все большее число стран получает возможность разрабатывать труднодоступные месторождения газа и нефти, особенно в глинистых формациях, они ищут способы наилучшего использования доходов от добычи природных ресурсов. Зачастую они обращаются за советами к частным группам активистов и Международному валютному фонду. При этом лучшим примером того, как можно избежать «проклятия», является Норвегия.

После того как это скандинавское государство стало экспортировать нефть в 1970-х годах, его власти создали государственный фонд – сейчас это 700 миллиардов долларов – и вложили средства в иностранные акции, облигации и недвижимость. Власти страны тратят только прибыль от этих инвестиций, используя эти средства для укрепления частной экономики и поддержки занятости женщин, которым они предоставляют довольно длинный декретный отпуск.

На Аляске часть доходов от добычи нефти распределяется между ее жителями в форме ежегодных чеков. Это позволяет ее жителям самостоятельно решать, каким образом можно поддержать экономику этого штата.

Большинство стран, обладающих обширными запасами природных ресурсов, особенно на Ближнем Востоке, не принадлежат к числу демократий. Экономисты до сих пор спорят о том, чем можно это объяснить – богатством, получаемым от добычи полезных ископаемых, или историческими особенностями той или иной нации. В России нефтяные деньги способствовали разрушению демократии. Лидеры Мексики и Нигерии пытаются справиться с губительным воздействием нефтяного богатства на демократию этих стран.

Богатство лишится своей разрушительной силы, если все большее число стран сделают выбор в пользу прозрачности, бережливости и политической свободы. И властям Венесуэлы больше не придется выставлять США врагом нации, если они осознают, что «нефтяное проклятие» — это результат их собственной неумелой политики.