Михаил Бударагин: гуляй, деревня

Женитьбе принца Уильяма и «барышни из хорошей семьи» Кейт Миддлтон российские медиа придают настолько преувеличенное значение, что волей-неволей подумаешь: а зачем все эти 143 ненужных подробности?

Сегодня все СМИ напишут о свадьбе наследника британского престола принца Уильяма и Кейт Миддлтон, сюжет покажут по крупнейшим мировым каналам, ролики разойдутся по YouTube, и Россия не сможет остаться в стороне. Уже не осталась: мы, может быть, местами и вне мирового контекста, но когда свадьба, то сразу в первых рядах.

Длинная подготовка к торжеству порядком намозолила глаза – Ульям и Кейт нам, честное слово, как родные, как будто мы их сами вырастили и воспитали. В пятницу мы их поженим.

И это – так пошло, что зубы сводит.

Пошлейше выглядит пафосная многолюдная церемония с продажей балконов и лож. Пошло смотрится массированная медийная арт-подготовка. И уж совсем пошло выглядит семейная жизнь, вынесенная за пределы супружеской спальни. И интерес к этой жизни совершенно посторонних людей.

Положим, мы можем понять подданных британской короны. Уильям – их наследный принц, он, пусть и формально, возможно, будет править страной, и страна, возможно, должна живейше им интересоваться. Это любопытство простительно, как и вообще простительно следование разным милым традициям, пусть и представляемым как «основа основ». Маргарет Тетчер в свое время ломала традиции, как хотела, и ничего – все живы.

Но мы, кажется, все-таки не подданные их королевского высочества, нам-то следить за тем, какой модельер шьет платье невесте, совершенно не обязательно. Совершенно не обязательными подробностями свадьбы под завязку забиты российские СМИ, и это, если честно, очень раздражает.

И не одного меня: результаты опроса на ВЗГЛЯДе, например, говорят сами за себя.

Ведь СМИ на самом деле не очень понимают, что именно они «продают» читателю, какой, строго говоря, во всей этой истории смысл.

Свадьба – это история «принца и Золушки»? Нет, Кейт Миддлтон – кто угодно, но не Золушка. Может быть, это история большой и чистой любви? Но как раз судя по скандалам, которые раскручивали все те же СМИ в период разрыва Уильяма и Кейт, с любовью там не очень гладко.

Речь ведь идет, если понимать, что происходит, о британском истеблишменте, представители которого учились в Итоне и больше, кроме формального титула, ничем не знамениты. Перед нами не принцесса Диана и не королева Елизавета I, а герои буквально второго ряда.

То есть людям повезло, и мы за них, честное слово, рады.

Содержательная часть этой свадьбы и скрывается за ворохом необязательных подробностей. СМИ «продают» нам сумму вызывающих девичий восторг деталей и деталек, но за этим – совершенно колониальное «белые люди обряды гуляют, смотрите, племена, не имеете права не смотреть».

И мы – «бурильщики, шахтеры, лесорубы» – стоим за оградкой и, сжимая мозолистыми руками топоры (уже со стразами от Сваровски, но все же топоры), смотрим, как «баре гулять изволят», как у них там все красиво и волшебно, подсчитываем затраченные на церемонию деньги и испытываем страшное похмелье в этом чужом пиру, не очень представляя себе, что за пир и по какому поводу раздают отрезы заморской ткани.

Сказать, что это унизительно, – ничего не сказать.

Дети так называемой «российской бизнес-элиты» учатся в Лондоне (в Итон к наследному принцу – рылом, конечно, не вышли, но где-то рядом – уже вполне), у самой этой «элиты» там и недвижимость, и бизнес, и эта компрадорская сдача собственной страны – неутешительный, но какой-никакой итог «консенсуса элит», за который так боялись политологи еще 10 лет назад.

Беда не в этом. Беда в том, что значительная часть страны недалеко от этой «элиты» ушла: на Лондон денег, конечно, нет, но «интегрироваться» хотя бы методом аханья на красивые фотографии – милое дело.

Не сказать, что там это сильно ценят, – лесорубы и в стразах остаются лесорубами, но смотрят одобрительно: старайтесь, мол. И вот, как мы сегодня прекрасно видим, очень стараются. На руках вносят чужих принцесс в каждый дом. Гуляй, деревня, празднуй праздники белых людей.