«Благодаря семейным традициям число сирот на Кавказе низкое»

Уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Павел Астахов сообщил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» о том, что положение сирот в республиках Северного Кавказа положительно отличается от общероссийского показателя, что обусловлено сильными традициями и целенаправленной работой по этому направлению.
«Кавказ и, в частности, северокавказские республики отличаются тем, что там любят детей, и там очень сильные традиции», — отметил Павел Астахов на полях после видеомоста на тему: «Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По с
овам детского омбудсмена, народы Северного Кавказа, несмотря на выпавшие на их долю трагедии, смогли сберечь свою культуру и традиции, в том числе и в отношении воспитания детей. «Несмотря на те проблемы и испытания, которые выпадали на долю этих народов кавказских, в частности, чеченского народа, дагестанского, ингушского, карачаевского, черкесского, в общем, никого это не обошло, тем не менее, традиции настолько сильные, что семейное устройство детей — это не та тема, за которую надо агитировать на Кавказе».

Напомним, что в ходе самого видеомоста директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобразования РФ Евгений Сильянов отметил, что «пристальное внимание общество подняло эту проблему на новый уровень», в связи с этим, сейчас идет системная работа по этому поводу.
«Есть миф, что на Кавказе усыновляют только родственников, но это не так. Уровень сиротства ниже, чем в среднем по РФ. Дело не только в кавказском менталитете, но и в целенаправленной работе по устройству детей в семьи», — сообщил Сильянов. Он проинформировал, что «идёт социальная реклама, мы запускаем сайт «помочь легко», у нас работает школа приёмных родителей.
Там проводится доскональная диагностика будущих родителей, чтобы избежать повторного сиротства, и обучение будущих приёмных родителей». В Карачаево-Черкесии, по его словам, всего один детский дом и один дом ребёнка, где 151 ребёнок ожидает очереди на усыновление. Астахов в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» выразил пожелание ещё сократить это число.

Детский обмудсмен сообщил о результатах проводившихся инспекций: «Мы три года назад провели комплексную очень большую проверку северокавказского региона, ещё тогда даже не было отдельного округа федерального. Мы были во всех детских учреждениях Северного Кавказа, во всех республиках, во всех субъектах РФ и обращали внимание на то, что даже то число сирот, которое есть, оно было ниже низшего, чем среднее по России, ниже низшего».
В Северной Осетии, по его словам, в июне 2010 года было порядка 200 сирот, в Карачаево-Черкесии тоже около 200, в Чеченской республике — 176 сирот. Павел Астахов обратил внимание, что властям северокавказских республик достаточно указать на существующую проблему, а далее «всё, ситуация меняется коренным образом». Благодаря проводимой политике, в детских домах Чечни не осталось сирот, «они, конечно, выявляются в течение года. За 2012 год 35 детей таких было выявлено, но они тут же были к концу года устроены в семьи».

По мнению Астахова, самое главное, что «в кавказских республиках меньше всего ещё и отказов от детей». «Это очень важно», — подчеркнул омбудсмен, «потому что одно из самых страшных социальных явлений, неблагополучных явлений — это отказ от ребёнка, когда в роддоме мать отказывается от ребёнка, отец отказывается от своего ребёнка». Он привёл в пример Чеченскую республику, в которой нет ни одного отказа от ребёнка. Во всех остальных республиках, по его словам, цифры минимальны.
Павел Астахов обратил внимание, что на показатели влияют не только коренные народы, «есть миграция, приезжают люди и на работу, и для каких-то других решений жизненных вопросов», отметив, что «там живут другие национальности, у которых, может быть, нет таких традиций или они забыли свои корни». «Всё равно цифры говорят сами за себя, потому что настолько сильные семейные традиции, что дети не остаются одинокими в детских домах», — заключил он.