Посвятили вместе с Варей Горностаевой вечер просмотру художественно-документальной кинокартины «Белый дом, черный дым».
А вы, друзья, будете иметь удовольствие видеть ее на телеканале НТВ, непосредственно 4 октября, непосредственно в годовщину.
Полтора часа общения с киноискусством в небольшом зале, битком набитом политическими кадаврами и привидениями, вместе с нами скоротали Анна Качкаева, Елена Рыковцева, Михаил Соколов и еще несколько неробких и небрезгливых, как и мы, товарищей.
Ну, что вам сказать?
Это был такой… сеанс.
Полтора часа подлого лживого скотства. Сработанного, что называется группой лиц по предварительному сговору, с применением технических средств. И с каким-то непостижимым, вот, хоть убейте, необъяснимым лично для меня бесстыдством.
Историческую правду несли зрителю в основном Руцкой, Баркашов и Невзоров.
Сторону подлой банды убийц и насильников, расстрелявших русскую демократию по приказу заокеанских хозяев, – представляет в фильме (ну да, это же высокие стандарты журналистики, нельзя не предоставить слово противной стороне) генерал Коржаков. Большую часть времени на экране именно они, и именно от них мы узнаем Всю-Страшную-Правду-о-Том-Как-Все-Было-На-Самом-Деле.
Надо отметить, авторы – чисто для пикантности – иногда очень старательно имитирую паранойю.
Но потом неизменно оказывается, что они совершенно в своем уме, и ни на секунду не забывали о том, что хотело бы видеть в их творчестве начальство.
По окончании сеанса, видимо, предполагалась еще какая-то дискуссия – «под ожидающее горячее», как весело предупредил публику художественный руководитель этого авторского проекта Владимир Чернышёв.
Честно говоря, дискутировать мы не остались.
Это уж было бы слишком. И зачем такие адские жертвы? Всего-навсего для того, чтобы спросить у продюсера фильма Вадима Глускера: его-то что заставило вываляться в этой зловонной грязи. Его мучили? Заставляли? Били? Я у него лучше как-нибудь потом поинтересуюсь. При случае.
А вообще, если серьезно, то действительно горячее и острое чувство я испытал сегодня вечером только в один момент.
Это когда под аплодисменты очень особенного зала весело повскакали на поклон участники съемочной группы.
Полтора десятка молодых, симпатичных, хорошо одетых, довольных собой и гордых своим успехом столичных пацанов и девиц. Вот эти молодые и в сущности счастливые люди, принимающие поздравления за только что успешно сделанную подлость, – это сильно, в самом деле. Прям пробирает.
***
О!
Ко мне в личные сообщения явился художественный тележурналист Владимир Чернышев собственной персоной.
И в ответ на мои впечатления от его кинократины про «Белый дом черный дым» возмутился.
«…зачем свои фантазии выдавать за авторский взгляд? Где это в фильме видно, что я встаю на чью-то сторону?! Более того, мне кажется, что обе стороны сами себя выставляют в неприглядном свете. …в гражданской войне не может быть правых. …Невзорова Вы записали в сторонники ВС, а он ни одного доброго слова про них не говорит. Так же, кстати, как и Баркашев. …может, хватит уже воевать и разжигать в людях ненависть — мы же посмотрели, чем это заканчивается. У нас один народ и одна страна и нельзя позволить нас делить и стравливать — вот об этом фильм и жаль, что Вы это не поняли…».
И вообще, дескать, «Вы вот, кстати, ушли, а в фойе священник, который защищал БД, обнялся с офицером, который БД штурмовал — и вот это для меня высший символ того, что мы нашли верную интонацию, и люди понимают, что взгляды могут быть разные — Россия одна, и она слишком много вынесла, чтобы ее снова делить старыми обидами.»
Пришлось ему ответить:
«Да ладно вам – слабоумным прикидываться. Вы отлично знаете, что сделали и зачем.
Посадить Невзорова с Баркашевым в качестве «представителей сил добра», — это, конечно, отличная авторская мысль вас посетила.
Это, кстати, часто применяемый и НТВ, и прочими вашими коллегами прием.
Помню, Новодворская с Арбатовой спорили в эфире о Бахминой. Вот и вы ровно тем же способом: взять серьезную, трагическую и чрезвычайно важную для всех нас тему и намеренно представить ее в виде драки буйных умалишенных. И заодно самому прикинуться одним из них.
И вы еще хотите, чтоб я принимал участие в дискуссии по этому поводу?
В Белом Доме и вокруг него, в Кремле, в правительстве, в Конституционном суде, в Минобороны в тот период работали — и совершенно свободно работали, заходя в любую дверь и имея доступ к любой информации, ведь никаких пулов, пресс-служб и песковых тогда не было, — сотни журналистов.
Я был одним из них. Я и в ваших кадрах кое-где мелькаю. Как и Гальперович, Вербин, Соколов, Хитаров, Куцылло, Колосова, Зарипов, Терехов, и еще огромное количество хорошо знакомых (и легко доступных всякому, кто заинтересуется) лиц. Об этих событиях написаны книги и диссертации. Где все эти люди? А они все живы, пребывают в ясном сознании и отлично помнят все, что видели своими глазами. Но они в вашу авторскую концепцию не лезут, потому что недостаточно буйные, недостаточно идиотичные. Не дай бог что-нибудь разумное могут сказать.
Зато про «официальное заявление Государственного департамента» об оккупации России, найденное в ИТАР-ТАСС, и о наволочке (!) загранпаспортов, про расстрелы у парапета набережной — вряд ли соврут что-нибудь увлекательное.
Фантазии не хватит.
То ли дело — Баранец, который в 1996 году пришел ко мне в «Итоги» с чемоданом ворованных бумаг из министерства обороны и предлагал их по 10 долларов за лист.
То ли дело Невзоров…
То ли дело Бабурин… Да и из всего тогдашнего правительства выбрать единственным свидетелем Вавилова, — это тоже надо уметь.
Ну, а обниматься с попом — не большая заслуга.
Я этого отца Никона знаю 32 года, мы с ним на ты, для меня он «Сережа-маленький» (в отличие от меня, «Сережи-Большого»): мы с ним в 1980-81 году вместе у одного репетитора к вступительному экзамену по истории готовились. И вчера целовались тоже. Только ваши операторы не заинтересовались этим отчего-то.
Так что Россией, которая одна, прикрываться не надо.
Россия на вашем вранье не устоит, и этим враньем вы ее не укрепите. Да она вас, на самом деле, не интересует ни секунды. Вы ею в розницу торгуете в вашем телебалагане.»