Петербург: горожан можно будет выселить из исторического центра

К началу августа, как раз накануне парламентских каникул, петербургская исполнительная власть подготовила законопроект «О сохранении исторического центра Петербурга и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основе этого документа, по мысли его авторов, в двух самых старых исторических кварталах города — «Конюшенная» и «Северная Коломна—Новая Голландия» — начнется пилотный проект кардинальной реконструкции исторического центра Петербурга, входящего в охранный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Когда по Петербургу покатилась волна возмущения новой инициативой Смольного, чиновники начали громко уверять горожан, что этот документ пока только обсуждается. На запросы депутатов Комитет по экономической политике и стратегическому планированию (один из авторов закона) ответил, что это «сугубо рабочий, предварительный вариант». Но под первый этап этого «рабочего варианта» — техническое обследование обреченных кварталов — Смольный уже выделил 344,7 миллиона рублей и провел тендер. Конкурс выиграла никому не известная компания ООО «Город» (создана только в середине лета — видимо, как раз под реализацию масштабного проекта). Теперь этой фирме предстоит за полтора года вынести приговор 418 домам в центре города, 205 из которых являются объектами культурного наследия, а вся территория входит в охранную зону ЮНЕСКО.

Новый законопроект стал продолжением принятой в конце декабря 2012 года на заседании городского правительства «Целевой программы Санкт-Петербурга «Сохранение и развитие территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна—Новая Голландия». Программа рассчитана на 2013—2018 годы, и на ее реализацию питерские власти планируют потратить 69 млрд рублей из городского бюджета, еще 35 миллиардов Смольный рассчитывает получить из бюджета федерального.

Казалось бы: программа есть, реализуйте ее. Для чего еще нужен новый закон, к тому же требующий внесения изменений в федеральное законодательство? Здесь и начинается самое интересное, что, судя по всему, и составляет суть законотворческой инициативы Смольного: все правила реализации программы установлены чиновниками — они их придумали, они собираются их осуществлять, а граждане, жители исторического центра Петербурга, согласно этому законопроекту, не имеют права оспаривать правила, придуманные чиновниками. И чтобы окончательно лишить горожан прав, которые за ними закрепило федеральное законодательство, Смольный просит внести в него изменения — фактически пытается его переписать «под Петербург». Чтобы «зачистить» исторический центр от его жителей.

Питерские чиновники предлагают собственникам жилья три варианта: либо получить в обмен на свои квадратные метры в историческом центре города новое жилье в спальном районе; либо — деньги; либо — переезд в маневренный фонд на неизвестный срок и без гарантии возвращения. Потому что в результате реконструкции или капремонта может кардинальным образом измениться планировка квартир. И на месте коммуналки из 5—7 комнат могут появиться 2—3 отдельные квартиры. Значит, назад вернутся не все. К тому же, согласно законопроекту, если новая жилая площадь увеличилась больше, чем на 0,5 процента, собственник обязан будет доплачивать за лишние метры по рыночной стоимости.

Некоторые, особенно интересные, статьи этого законопроекта откровенно говорят: вернуться в свое жилье после капитального ремонта или реконструкции удастся немногим горожанам. Например, сейчас в маневренном фонде вам обязаны предоставить всего лишь 6 кв. метров на человека. Реализация проекта рассчитана до 2018 года (пока!), и, даже если все будет идти по графику, петербуржцев заставят почти 5 лет ютиться со всем своим скарбом в 6-метровых камерах. Кстати, дома для этого маневренного фонда еще только планируется построить, их нет, и никто в Смольном не знает, сколько этого маневренного жилья потребуется. Так что, возможно, уже на этом этапе многие откажутся ждать окончания реконструкции и захотят уехать из центра.

К тому же в Жилищном кодексе четко сказано: из домов, которые идут на реконструкцию или капитальный ремонт, нельзя выселить собственников жилья. Нанимателей можно, а собственников — только из домов, признанных аварийными. И у питерских чиновников остается немного вариантов: либо признать все дома исторического центра аварийными — либо затевать долгие судебные тяжбы с собственниками квартир или комнат, которые не хотят уезжать. Либо откупаться от них очень серьезными деньгами. На это Смольному придется либо угрохать весь городской бюджет — либо влезать в гигантские долги.

— Я считаю этот законопроект откровенной зачисткой Петербурга от петербуржцев, — говорит Борис Вишневский, «яблочный» депутат петербургского ЗакСа. — Фактически центр освобождают для новых жильцов. И ни один этап этого закона гражданин не сможет оспорить: все решения будет принимать за него исполнительная власть.

Депутат разработал альтернативный законопроект, в котором предлагает все вопросы между собственниками жилья и будущими реконструкторами решать исключительно в рамках либо договоров, либо судебных решений, основанных на уже существующем законодательстве. Он оговаривает право жильца на возвращение и на нормальные условия при переезде в маневренный фонд — на площадь не меньше, чем была в собственности. И если в результате реконструкции у владельца оказывается больше квадратных метров, он не обязан за них доплачивать: это же была не его инициатива, а чиновников. В случае если собственник согласен продать свое жилье, то государство обязано купить его по рыночной стоимости, причем по цене, определенной после реконструкции.

— Убежден, что нельзя допустить принятия какого бы то ни было федерального закона: ни того, что придумали в Смольном, ни того, что предлагает уважаемый депутат, — говорит Михаил Мильчик, заместитель директора Института «Спецпроектреставрация», член Совета по сохранению культурного наследия, член президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников (ВООПиК). — Эти законотворческие новоделы могут разрушить законы о сохранении наследия. Завтра мы начнем реконструировать районы Москвы, Екатеринбурга, Ярославля или другого исторического города — и будем разрабатывать новый закон для этого района или города? Понятно, что разработчикам нового закона нужно противопоставить его уже действующим — 73-ФЗ, Жилищный кодекс, — которые мешают их откровенно коммерческим целям.

Особенно опасно, по мнению экспертов по охране наследия и градозащитников, что вопросы сохранения исторического и архитектурного наследия в этом законопроекте практически проигнорированы. Только в одном месте упоминается слово «реставрация», везде — капитальный ремонт, реконструкция. «Там написано: «Сохранение путем сноса»! — возмущается Мильчик. — И это в городе, находящемся под охраной ЮНЕСКО! Оруэлл отдыхает!»

По мнению экспертов, обследование исторических кварталов проводить нужно. Но только не техническое, как предлагается, а комплексное. Нужно не только выяснить физическое состояние построек, но и узнать, сколько частных и государственных квартир и комнат здесь находится, какова планировка в этих квартирах, каков состав проживающих там семей, их запросы и т.д. При обследовании необходимо руководствоваться не строительными СНИПами, которые основаны на состояниях современных зданий. Нужно разработать СНИПы и стандарты качества жилья для исторического центра. «Да, в питерских дворах-колодцах темно, инсоляция там другая, — объясняет Михаил Мильчик. — Если тебе не нравится, уезжай туда, где светло. А если хочешь жить в центре, терпи некоторые неудобства. Это выбор человека, и с этим власть должна считаться».

30 сентября рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия собралась для окончательной корректировки своих замечаний, чтобы донести свою позицию до Смольного.