Артемий Троицкий: грубый арктический закат

Я долго не решался комментировать стремные события в Баренцевом море и городе Мурманске по причинам этического свойства.

Дело в том, что я (это малоизвестная сторона моей биографии) имею честь и привилегию быть членом правления Гринпис России. Более того, теоретически я мог быть на борту ледокола «Арктический рассвет» и сейчас грущу из-за того, что преподавательские и семейные дела не позволили мне участвовать в этом благородном приключении и засесть в мурманском СИЗО со своими зелеными братьями и сестрами… Короче, тут есть намек на конфликт интересов — «публицистических» и «правленческих». Но допекло отмалчиваться — один журналист уже посажен, так что я буду за него.

Со стороны Гринпис вся история предельно прозрачна и понятна, и я, как инсайдер, ничего секретного и эксклюзивного при всем желании сообщить не могу. Поэтому буду по-простому излагать факты и только факты.

Факт 1: НИКАКИХ международных конвенций ледокол Гринпис не нарушал. (Согласно им, к буровой платформе нельзя приближаться на расстояние менее 500 метров). Россия самовольно установила для себя радиус 3 мили (а почему не 33?) — но и это постановление Arctic Sunrise не нарушал! Теоретически, уже ПОСЛЕ задержания всех активистов на лодках ледокол мог пересечь 3-мильную черту, чтобы подобрать опустевшую и болтающуюся на волнах «капсулу жизни», оставшуюся после ареста альпинистов. И то вряд ли.

Факт 2: гринписовцы подошли к «Приразломной» на легких надувных лодках; для гигантской платформы, величиной с многоэтажный дом, это не то что слону дробина — это что тиранозавру комариный укус. Так что разговоры о том, что экологи «могли нанести повреждения» абсолютно смехотворны. (Впрочем, если говорить о моральных и имиджевых последствиях, то и комариный укус может оказаться фатальным — но тут наши динозавры должны пенять на себя и только на себя).

Факт 3: перед выдвижением надувных лодок к платформе капитан Arctic Sunrise и участники экспедиции , как это всегда происходит в подобных ситуациях, сообщили и береговой охране, и руководству буровой, что это Гринпис, что это мирная акция, что никто на них нападать не будет и вредить имущество не собирается. Это я к тому, что аргументы типа «представьте себе, что неизвестные люди лезут к вам в дом…» фальшивы и лицемерны. Кстати, и в «дом» (т.е. жилые помещения, машинные отсеки итд) никто не лез и не собирался; плакат «За чистую Арктику!» альпинисты пытались повесить на самом нижнем уровне, где одни металлические балки. Никакого оружия на корабле не было и быть не могло; проходящие сейчас обыски наверняка не выявят ничего — если только сами сыщики не подкинут.

Факт 4: буровая платформа «Приразломная» расположена не в территориальных водах РФ, где хозяин — барин (хотя «хозяин» и агрессивный хам — это не обязательно одно и то же…), а в так называемой «исключительной экономической зоне». То есть никто другой бурить там шельф, строить семизвездочные отели под северным сиянием и заниматься прочей ЭКОНОМИЧЕСКОЙ деятельностью без согласования не имеет права. Была ли попытка акции Гринписа экономическим деянием? Государственная «серая» пропаганда не жалеет сил, чтобы внушить народу: Гринпис — это вам не донкихоты-экологи, это наймиты западных конкурентов, пытающихся вытеснить наши компании с вожделенной арктической поляны. Это чистая (хоть в чем-то эти недотыкомки чисты) ложь. Транснациональным нефтегазовым компаниям даже выгодно, чтобы русские, как роботы-испытатели, ковырялись в проблемной Арктике, поскольку для себя серьезные игроки нефтяного бизнеса давно уяснили: качать ископаемые углеводороды из Северного Ледовитого совершенно бессмысленно — ведь себестоимость продукта получится едва ли не выше рыночной цены! Это Арктику и спасает… Однако российская государственно-мафиозная экономика строится по совершенно иному, «сочинскому» принципу: как можно больше потратить, чтобы как можно больше украсть. И в этом смысле плавающие буровые среди белых медведей, трущихся спиной о земную ось — это поистине золотое дно! Олимпиады, чемпионаты и саммиты — это разовые набеги на мегабабло, а в арктическую воронку оно будет всасываться и всасываться. Тем более, что одним из частных бенефициаров Газпрома, судя по многому, выступает некто Путин ВВ (малоизвестная сторона его биографии). Так что не получается у Гринпис никакой иной подоплеки, кроме спасения Арктики.

Факт 5: Газпром потребовал (и 30 сентября получил) налоговые льготы на освоение арктического шельфа в размере десятков миллиардов рублей. Это деньги из госбюджета, которые, не пусти их под лед, могли бы пойти на сами-знаете-какую-ерунду: больницы, школы, дороги, пенсии… И еще один пункт состоявшейся сделки между «национальным достоянием» и «национальным лидером»: все риски и компенсационные выплаты в случае аварий и катастроф (а здесь, учитывая опыт Мексиканского залива, речь может идти о триллионах) будут оплачены не из средств Газпрома (как это постигло Бритиш Петролеум), а, опять же, из взносов налогоплательщиков… Типа, «они утонули». О возможной причине такой сверхзаботы о скромной компании было упомянуто выше.

Факт 6, главный: с экологией в тех краях действительно ужас. Ледяная шапка Северного полюса тает с катастрофической скоростью; эко-система погибает, животным негде жить и заводить потомство, скоро и ось будет втыкать некуда. Промышленные разработки становятся катализатором этого убийственного процесса. Который кровь из носу надо повернуть вспять, иначе…

Не-факт: однажды солнце взойдет над Арктикой и лучи его не осветят ни одной гребаной буровой платформы.

От редакции: В настоящий момент активистам Greenpeace предъявляют обвинения по части 3 статьи 227 УК РФ (пиратство, совершенное организованной группой). От 10 до 15 лет лишения свободы.