Вместе с террористами ответят их близкие

Президент внес в Госдуму законопроект, вводящий коллективную ответственность за последствия терактов.

В Госдуму внесен президентский законопроект, окончательно отделяющий преступления террористической направленности от экстремистских. На документ уже получено одобрительное заключение Верховного суда и положительный отзыв правительства. А в думском комитете по безопасности и противодействию коррупции дали понять, что он рассматривается как приоритетный и потому будет принят в ближайшее время.

Законопроект начинается с внесения в закон об оперативно-розыскной деятельности дополнения, которое предлагалось спецслужбами нашей страны уже давно, но против которого всегда выступали правозащитники. Речь идет о механизме, вводящем коллективную ответственность за последствия терактов и вообще за действия конкретного террориста. Причем, отвечать должны не только его родственники. Как формулируется в президентском проекте, это касается и «иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений». При этом оговаривается, что должны быть «достаточные основания» полагать, что все эти люди или владеют имуществом, приобретенным на деньги террориста – правда, уже после совершения им преступления, или они живут на доходы, получаемые им от его террористической деятельности. Сбор такого рода информации о ближнем круге подозреваемых или обвиняемых в терроризме записывается в законе об оперативно-розыскной деятельности, как одно из полномочий правоохранительных органов.

Эта же тема – расширение круга лиц, ответственных за теракты – прописывается и в законе о противодействии терроризму. Тут уже непосредственно указывается, что возмещение понесенного от террориста вреда, в том числе и морального, происходит в гражданском судопроизводстве. То есть, должны быть иски от имени жертв и потерпевших. А подавать их можно будет не только к самому виновному, но и к его родственникам, а также к тем самым «иным лицам». Одновременно указывается, что по искам о возмещении вреда жизни и здоровью никаких сроков давности нет. Это значит, что пострадавшие от терактов в Буденновске, Буйнакске, на Дубровке и в Беслане после принятия данной президентской инициативы могут подавать в суды. А вот иски о возмещении ущерба имуществу не могут выходить за общеуголовные сроки давности. То есть, если за

какое-то преступление срок давности составляет 10 лет, то после его истечения подать гражданский иск за разрушенный дом или квартиру будет уже нельзя.

Впрочем, тут возникает вопрос: а сможет ли отдельный гражданин, пострадавший от действий террористов, опередить в своих претензиях государство со всей его правоохранительной машиной? Такой же вопрос вытекает из еще одной проектной нормы, которую предлагается зафиксировать в законе о противодействии терроризму. Там указано, что силовые структуры имеют право потребовать от ближайшего окружения террориста предоставить сведения по поводу законности приобретения принадлежащего им добра. Это распространяется на деньги, ценности, движимое и недвижимое имущество и в целом на доходы близких террористу людей.

Требования о доказательстве законности должны опираться на все те же достаточные основания подозревать, что они заработаны благодаря террористической деятельности. Рассматриваются, конечно, лишь те денежные и имущественные приобретения, которые имели место после теракта, по которому следствие уже было открыто или открыто в настоящий момент. Если родные, близкие и друзья террориста ничего в свое оправдание сказать не могут (а закон их к этому, кстати, обязывает), то по иску прокуратуры суд рассматривает требование об обращении всего сомнительного имущества в доход государства. То есть, происходит та самая конфискация имущества, которая прописана, к примеру, в отношении чиновников, пойманных на несоответствии их деклараций реальным доходам и расходам.

Что же касается отделения террористических преступлений от общеэкстремистских, то это достигается через правку Уголовного кодекса. В добавление к статьям 205, 205.1 и 205.2, которые сейчас предусматривают наказания за теракт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к ней или столь же публичное ее оправдание, в УК РФ появляются еще две нормы.

Это, в частности, статья 205.3 – «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», которая предусматривает наказание от 5 до 10 лет со штрафом до полумиллиона рублей. Есть и расшифровка понятия «обучение». Это «приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих». Если такого рода «ученик» сдается властям и сообщает, кто, где и чему его учил, то он, если за ним нет иных преступлений, от ответственности за обучение на курсах терроризма освобождается.

Еще одна новая статья УК РФ под номером 205.4 называется «Организация террористического сообщества и участие в нем». Организаторам и руководителям грозит

от 10 до 15 лет лишения свободы со штрафом до одного миллиона рублей и последующим ограничением свободы от одного года до двух. Участникам наказание прописано такое же, как и ученикам террористов. И в этой статье тоже заложен механизм постоянно действующей амнистии – сдал своих подельников, помог следствию и, если за тобой нет других преступлений, можешь быть свободен. Единственная оговорка: показания должны быть даны до того, как против данного террористического сообщества начались оперативно-следственные мероприятия.

Планируется в УК еще и статья 205.5, где речь идет о наказании за руководство организацией, которая официально признана террористической, и за участие в ней. Сроки для лидеров и рядовых членов здесь такие же, как и в статье 205.4, и способ избежать наказания предусмотрен тот же самый.

Серьезному ужесточению подвергается действующая статья 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем». Организаторам теперь будет положено не от 2-х до 7 лет, а от 3-х до 10-ти. И, если сейчас речь идет лишь об участии в формировании, не предусмотренном российским законом, то уже скоро наказываться будет «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ». И за это будут максимально давать не 5 лет, как сейчас, а 6 лет.

Судя по всему, эта конкретная поправка представляет собой реакцию на сведения о том, что на территории Сирии сейчас воюет большое количество граждан РФ. Скажем, дагестанские эксперты утверждают, что только из их республики там воюет не менее трех тысяч человек.

Попутно в президентском законе уточняется ответственность за преступления, прописанные в главе 23 УК РФ – «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В Уголовно-процессуальном кодексе предполагается указать, что если тот же теракт нанес ущерб частной структуре, то подавать в суд она должна самостоятельно. А вот если к какой-то организации хотя бы косвенным образом причастны государственные или муниципальные органы, то дело сразу же идет по разряду причинения вреда государству, а стало быть, к нему подключаются прокуратура, Следственный комитет и прочие силовые ведомства. И ответственность, естественно, в данном случае будет уже другая.