Ситуация вокруг Greenpeace: «столкновение цивилизаций»

Российские следователи в понедельник продолжат осмотр задержанного ледокола Arctic Sunrise, на котором 30 активистов Greenpeace прибыли к нефтедобывающей платформе «Приразломная» и предприняли несколько попыток устроить акции протеста. Все они в итоге были задержаны, доставлены под конвоем в Мурманск и арестованы по обвинению впиратстве. Подробности об этом — в свежих материалах прессы на сайте»Заголовки». Однако происходящее не остановило экологов — они продолжают одиночные пикеты с плакатом «Газпром — угроза Арктике» (ФОТО), а также требуют освободить товарищей, сообщается в Twitterорганизации. Как рассказала в воскресенье вечером РИА «Новости» представитель Greenpeace Анна Смирнова, следственная группа работала на судне в субботу с полудня до поздней ночи и успела осмотреть только рубку и несколько других помещений в присутствии капитана Питера Уилкокоса и его адвоката. «Это было больше похоже на разгром, изъяли документы. Пока еще следователи не добрались до жилых помещений, хотя официальные документы на их осмотр у следователей были», — сообщила она. Дальнейший осмотр ледокола Greenpeace обещает освещать в своем микроблоге.

«Мы уверены, что власти не нашли на корабле ничего незаконного. Такое же оборудование, которое находится там, можно найти и на любом корабле Greenpeace, участвующем в мирном протесте», — сказал исполнительный директор Greenpeace International Куми Найду. Вместе с тем он отмечает, что обыск корабля начался только через четыре дня после прибытия порт. «Нам остается надеяться, что за это время на корабле не происходило ничего незаконного», — добавил он. Как напоминает «Интерфакс», ранее активист Greenpeace Дмитрий Артамонов на пресс-конференции в Мурманске подчеркнул, что организация опасается «нелегальных действий со стороны российских властей», которые могут пройти на корабле, пока там нет представителей Greenpeace или дипломатов из Нидерландов. В понедельник же уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин выразил сожаление в связи с арестом всех экологов. «Это выглядит как тотальное решение, на которые мы в нашей истории, к сожалению, были горазды», — прокомментировал он «Интерфаксу». «Подозрения в уголовных преступлениях должны расследоваться сугубо в индивидуальном плане, — указал он. — Есть люди, которые планировали операцию, есть люди, которые оказались объектами, а не субъектами операции. Надо смотреть, где и каким образом был нарушен закон, и если он был нарушен, то кем конкретно. Остальных вполне можно было отпустить и оставить в Мурманске под подпиской о невыезде до выяснения всех обстоятельств».

Газеты, рассказывая о событиях в суде Мурманска в минувшие выходные, обращают внимание, что наравне со всеми были арестованы финская альпинистка Сини Саарела, страдающая базедовой болезнью, а также голландка Файза Аулахсен, которая тоже пожаловалась на состояние здоровья. Саарела во время протестной акции пыталась залезть на «Приразломную», но упала в воду. Через переводчика девушка заявила суду, что у нее осталось лишь на один день жизненно необходимых лекарств, пишут «Новые известия». Кроме того, ее адвокат сообщила, что в пятницу Сини направили в мурманскую областную больницу с температурой и подозрением на грипп. Хотя врач сказал, что девушка должна провести в больнице 5-7 дней, в субботу финку вернули в СИЗО. Аулахсен заявила, что ей необходим врач, но медиков к ней не допускают. По ее мнению, задержание вообще было незаконным, поскольку ледокол — территория Нидерландов (судно ходит под голландским флагом). «Это то же самое, если бы Россия вторглась на территорию моей страны», — цитирует активистку «Комсомольская правда». Другие издания пытаются сделать глобальные выводы из сложившейся ситуации. Так, «Ведомости» в редакционной статье высказывают мнение, что события вокруг акции протеста Greenpeace «помимо правового имеют и иное измерение: произошло что-то вроде столкновения цивилизаций». В отличие от России, власти других стран понимают, что значит иметь дело с экологами, и, как правило, стараются минимизировать шансы активистов раззвонить по всему миру об экологических катастрофах, генно-модифицированных продуктах или загрязнениях вод ядерными отходами.

Российские же силовики не имеют понятия об институте гражданского протеста, что подтвердил сам президент Владимир Путин, заявив: мол, «наши пограничники не знали, кто пытается захватить эту платформу под видом организации Greenpeace». Он же, кстати, публично усомнился в выводах следствия, что действия экологов можно квалифицировать как пиратство, наказуемое тюрьмой на срок до 15 лет. «Вызвав чрезмерной реакцией на действия Greenpeace мировой шум, российские власти сыграли на руку мировому экологическому лобби», — заключают журналисты издания. В свою очередь «Независимая газета» ссылается на наблюдателей, которые проводят параллель с ситуацией вокруг осужденной участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой. Она, напомним, пожаловалась, что руководство колонии угрожает ей убийством, а заключенные находятся в положении рабов. СМИ подняли скандал, в дело вмешались президентский Совет по правам человека и омбудсмен Владимир Лукин. В СПЧ заявили, что жалобы Толоконниковой подтверждаются, но официальные лица прореагировали на происходящее вяло. В другую колонию ее не переведут — лишь перевели в медстационар после недельной голодовки. «Власть не намерена уступать инициативу радикалам», — резюмирует газета. Эксперты, среди которых она называет заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, объясняют предельную жесткость властей по отношению к Greenpeace и Pussy Riot боязнью прецедентов и уступок, доставшейся в наследство от советского режима