Россия не подпишет договор о торговле оружием

В четверг зам. министра иностранных дел России Сергей Рябов заявил, что Россия не будет участвовать в международном договоре о торговле оружием, поскольку в нём не соблюдены принципиальные требования России: снять откровенное лоббирование интересов производителей оружия из США и запретить перепродажу ранее закупленного оружия, чтобы оно не могло попасть в руки террористов. Сергей Рябов пояснил, что подобный договор Россия не подпишет, пока его инициаторы – ЕС и НАТО – не примут российские поправки. Российские специалисты считают, что для того, чтобы договор заработал, нужны очень существенные действия по его доработке.

Напомним, что этот договор недавно подписали ещё 23 страны, и таким образом, общее число подписавших достигло 107. Теперь число стран, подписавших договор превысило половину стран-членов ООН – всего их 193. Но при этом ратифицирован договор только в 8 странах. Даже США, по всей вероятности, в ближайшее время договор не ратифицируют. А вступить в силу договор может, только если его ратифицируют больше 50 стран-членов ООН.

Формально целью договора является установление более отрегулированного процесса международной торговли оружием. Под его действие попадают ракеты, боевые самолёты и вертолёты, военные корабли, танки, артиллерия, и так вплоть до лёгкого стрелкового оружия – автоматов и пистолетов. На оборот оружия внутри стран договор не распространяется. Так же он не затрагивает ранее принятые международные конвенции, касающиеся ядерного, химического и биологического оружия.

В ходе разработки договора Россия неоднократно делала попытки включить в него положения о недопустимости продажи оружия негосударственным субъектам и о недопустимости перепродажи уже купленного оружия другим странам, но все эти попытки отклонялись.
Как прокомментировал договор президент российской Коллегии военных экспертов, генерал-майор в отставке Александр Владимиров, США проталкивают этот договор исключительно под себя, а в нём должны соблюдаться интересы всего мира.

Стран, которые самостоятельно производят оружие и торгуют им на мировом рынке немного – это только развитые страны. Мировой рынок оружия жёстко ими контролируется. Борьба идёт между качеством изделий и их стоимостью.

Например, в области систем ПВО Россия опережает весь мир. Или автомат Калашникова. Его первая модификация была создана ещё в 1947 году, но это до сих пор самое распространённое оружие в мире. То же касается российских танков и некоторых других видов тяжёлой техники.

Большую роль на рынке оружия играют традиционные связи. СССР когда-то снабжал оружием Индию, Китай, арабские страны и Африку – и Россия по-прежнему торгует там оружием очень активно. Борьба идёт в сфере геополитики, когда поставки вооружений являются методом поддержки нужных геополитических сил. Эта борьба не регламентируется никакими правовыми нормами.

Есть ещё одна опасная тенденция. Если продавать оружие какой-нибудь мусульманской стране – в международном праве нет никаких гарантий против того, чтобы она могла передать это оружие кому-нибудь ещё. В результате, оно может оказаться в руках у террористов, которые действуют против страны-производителя и первоначального продавца. Россия продаёт нефть или электроэнергию кому хочет. Но нефть не стреляет. Но если кто-то бесконтрольно продаёт оружие, всегда есть риск, что оно будет применено против него третьими сторонами.

Ещё хуже, когда поставки оружия целенаправленно делаются каким-нибудь бандформированием, которые борются против режимов, неугодных, скажем, США.

Вот на борьбу с этими тенденциями и направлены внесённые Россией поправки к закону. Именно эти поправки не хотят принимать США и ЕС. Кроме России, в мире есть и другие страны, заинтересованные в том, чтобы в нынешнем виде этот договор не стал нормой международного права – например, Китай. Российско-китайская позиция чёткая: закон нужно принимать, но он должен соответствовать не тому, чего хотят США, а интересам всего мира.