Силовики-любители

Легализация народных дружин зрела давно. С 2002 года ряд инициаторов этого процесса, в числе которых бывший министр внутренних дел Рашид Нургалиев и нынешний оппозиционер и бывший депутат Госдумы от «Справедливой России» Геннадий Гудков, пытались возродить советскую практику, но безуспешно. Законопроект экс-справедливоросса пролежал в Думе шесть лет, а весной этого года, когда от авторства отказалась часть депутатов, был отклонен. Тогда же парламентарии подготовили другой документ, который во многом повторяет предыдущую версию, но отличается от нее в том, что дружинники не смогут иметь при себе оружие.

Законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» в марте этого года внесла в Госдуму группа депутатов и членов Совфеда. Среди них единороссы (Ирина Яровая, Владимир Васильев, Александр Хинштейн, Ольга Баталина), справедливоросс (Татьяна Москалькова) и сенаторы (Алексей Александров, Александр Чекалин). Авторы идеи предлагают узаконить народных дружинников на федеральном уровне, введя общие правила поведения для них. Напомним, что деятельность таких «волонтеров» в 63 регионах (в том числе в Москве) уже оформлена законодательно. Всего в охране порядка в той или иной форме уже участвуют 500 тысяч человек (62 тысячи только в казачьих дружинах). С их помощью за последние два года, по словам инициаторов проекта, были раскрыты 32 тысячи преступлений, задержано — справедливо или несправедливо — 270 тысяч человек.

Судьба законопроекта, который прошел первое чтение, решится в октябре. Если он будет принят, то уже в следующем году россияне, достигшие восемнадцати лет, смогут, как в детстве, «поиграть в милицию». Для этого предусмотрено пять вариантов участия граждан в судьбе общества: содействие полиции и другим правоохранительным органам при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий; добровольческая деятельность по поиску лиц, пропавших без вести; сотрудничество на внештатной основе с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и в народных дружинах.

Самый строгий кастинг будет проходить среди внештатных полицейских и народных дружинников. Россияне, подходящие по своим «деловым и личным качествам» (интересно, каким?) для охраны порядка, смогут занять ряды внештатных сотрудников полиции на регулярной основе. В 1999 году президент Борис Ельцин наложил вето на подобный проект, принятый Госдумой и Советом Федерации, посчитав недопустимым предоставление публичных властных полномочий «любителям». Сегодня же Госдума предлагает каждому, кто в душе полицейский, надеть униформу и получить «корочку» блюстителя порядка. Если закон вступит в силу, то все граждане и должностные лица будут обязаны подчиняться приказу полицейского-любителя. Облачиться в спецформу и предъявить удостоверение он сможет только во время исполнения своих обязанностей. Но нахождение на службе добровольца не поддается контролю. Следовательно, закон в его нынешнем виде оставляет простор для неправомерных действий дружинников и внештатных полицейских.

Отдельного внимания заслуживают ограничительные меры. Так, например, записаться в добровольцы смогут все, кроме уголовников, экстремистов, алкоголиков, наркоманов, психбольных, лиц, которые были неоднократно привлечены к административной ответственности, а также уличены в отмывании денег, полученных преступным путем, и в финансировании терроризма. В прежней версии закона был еще один фильтр — регистрация по месту жительства. Однако в обновленной версии он был заменен на «соответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел». В общем, крепких парней будут брать и без прописки. Им, в отличие от профессиональных полицейских, давать присягу не придется.

Деятельность внештатных полицейских будет сопряжена с риском для здоровья, но она не защищена. Они смогут задерживать нарушителей порядка, совместно с сотрудниками полиции проверять документы, охранять место происшествия и вещдоки с последующей передачей их сотрудникам полиции, а также обеспечивать общественный порядок на мероприятиях. В общем, выполнять работу патрульно-постовой службы, но без применения физической силы и оружия. Ситуацию, когда молодые парни крепкого телосложения при помощи слов унимают болельщиков-фанатов, которые забрасывают друг друга файерами, во время матча Спартак–ЦСКА, представить сложно. А вот «зачистку» оппозиционного митинга — с насилием или без — легко.

Закон предлагает и другую форму гражданской активности — «участие граждан России в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности». То есть со следующего года люберецкие парни или студенты-физкультурники (по стране гуляют десятки тысяч «нашистов», оставшихся не у дел) смогут провести общее собрание и организовать по его итогам так называемое общественное объединение (без образования юрлица). После чего инициативные граждане, которых объединяет место работы, учебы или жительства, смогут пресекать правонарушения, содействовать органам местного самоуправления и полиции в их работе, а также просвещать массы: распространять правовые знания и разъяснять нормы поведения в общественных местах (откуда у них такие знания?). По сути, владельцы бизнеса, главы администрации и жители криминогенных районов обзаведутся легальными организованными группами по защите своих интересов.

Условия вступления в народные дружинники, а также направление их деятельности схожи с «общественными объединениями». Однако охват влияния народных дружин гораздо шире — они будут создаваться на территории поселения или городского округа для «решения населением вопросов местного значения по охране общественного порядка». Важно, что создание таких дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещено. Но это не отменяет того, что они могут быть, например, единороссами по убеждениям или православными активистами. Достаточно вспомнить идею религиозных патрулей, казачьи патрули или акции «нашистов», которые отрицали свою связь с Кремлем до последнего.

В документе также прописана система льгот и поощрений для народных дружинников. Согласно закону, органы государственной власти и местного управления будут вправе стимулировать работу добровольцев: осуществлять личное страхование народных дружинников на период исполнения ими обязанностей за счет бюджетных ассигнований, предоставлять проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах муниципальных образований, а также ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Но это еще не всё. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции имеют право на поступление в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вне конкурса. Что является профанацией высшего образования, пусть и полицейского. За особые услуги волонтеров будут награждать государственными наградами, за активную деятельность — «ценными подарками и денежными премиями». При этом в документе не говорится, откуда возьмется финансирование.

Законопроект был принят в первом чтении 20 сентября. За него проголосовали 299 человек. Однако не все депутаты с восторгом приняли документ. Так, например, коммунист Вадим Соловьев выразил свое скептическое отношение к нему. «В рыночной системе взаимоотношений безопасность и общественный порядок должны поддерживать профессионалы, их работа должна оплачиваться. Общественная самодеятельность чревата тем, что в состав дружин могут войти люди криминального характера для того, чтобы использовать свой статус в решении вопросов. Скрестить ужа и ежа трудно. То, что было хорошо и понятно в советские годы, не может быть вмонтировано в нынешние реалии».

Народные дружины призваны заместить государство там, где оно не справляется со своими обязанностями по применению легитимного (в теории) насилия. Появление добровольцев в этой сфере превратит насилие в нелегитимное, хотя формально и осуществляемое по закону.