Трагедия в Кении: вопросы, на которые пока нет ответов

Четырехдневная трагедия в торговом центре «Уэстгейт» в Найроби завершилась, но оставила много вопросов.

Президент Кении Ухуру Кениата объявил три дня национального траура и заявил, что антитеррористическая операция подошла к концу. «Мы посрамили и разбили нападавших. Но наши потери огромны», — заявил он. Погиб 61 посетитель центра и шесть участников антитеррористической операции. Несколько этажей здания обрушились из-за пожара и взрывов.

Удивляет, что число погибших неожиданно стало уменьшаться с понедельника. Сначала Красный крест говорил о 69 жертвах и множестве остающихся тел внутри центра, затем МВД понизило цифру до 62, а теперь президент — до 61.

С террористами тоже не все ясно. Сначала говорили, что их 10-15 человек. Теперь президент сказал, что пять нападавших были убиты и 11 арестованы. Кто эти арестованные не понятно — то ли террористы из торгового центра, то ли задержанные днем раньше подозреваемые в причастности к нападению.

В итоге 10-15 человек убили около семидесяти ни в чем не повинных людей лишь за то, что Кения ввела войска в Сомали для борьбы с исламистской группировкой «Аш-Шабаб». Наверно, со временем кенийские власти дадут точный ответ на то, кто были эти террористы, как они смогли беспрепятственно проникнуть в торговый центр, несмотря на предварительные угрозы «Аш-Шабаб», почему полиция приехала только через полчаса и как можно предотвратить повторение подобных трагедий.

«Аш-Шабаб» уже предупредила, что совершит новые теракты в Кении, если она не выведет войска из Сомали.

17-тысячные силы Африканского союза /АС/, включающие солдат из Кении, за последние два года выбили «Аш-Шабаб» из крупных городов Сомали. Группировке был нанесен ощутимый удар, и в ней начался раскол и казни «диссидентов». Сначала были убиты два полевых командира. Один из них — Ибрахим Раджи Джама Мед по кличке «Афганец», за поимку которого США назначили вознаграждение в 5 млн долларов. Затем в перестрелке между расколовшимися группировками был убит 29-летний гражданин США Омар Хаммами, известный по прозвищу «Американец». За его поимку Соединенные Штаты также обещали 5 млн долларов. У «Американца» произошел конфликт с лидером «Аш-Шабаб» Ахмедом Абди Годане, за поимку которого США предлагают 7 млн долларов.

Один из лидеров группировки Шейх Хассан Дахир Авейс был вынужден сдаться властям Сомали, чтобы спасти свою жизнь.

Все эти события позволили заместителю министра иностранных дел Сомали Джамалю Бэрроу заявить, что «Аш-Шабаб» скоро скончается.

«Они начали казнить своих ближайших соратников, значит они уже на смертном одре», — заявил он корр. ИТАР-ТАСС.Очевидно, «Аш-Шабаб» не согласилась с такой оценкой. Группировка, которая больше не в состоянии противостоять армии АС, активизировала террористические акции. Перед трагедией в «Уэстгейте» она взрывала церкви и рестораны в Сомали и Кении. Но мир этого практически не замечал.

Тогда террористы решили устроить нечто такое, что всколыхнет всех. В «Уэстгейте» они старались убить как можно больше людей и держать захват как можно дольше, чтобы привлечь внимание всего мира. Это им удалось. Торговый центр посещают зажиточные кенийцы и иностранцы. При захвате погиб племянник президента Кении с невестой, граждане Великобритании, Ганы, Канады, Китая, Нидерландов, Перу, Франции и ЮАР. Одним словом, представители всего мира. Среди нападавших тоже вроде были граждане Великобритании и США.

Мир вздрогнул от бессмысленного и варварского убийства безоружных людей.

Президент Кении не поддался на угрозы террористов и отказался выводить войска из Сомали. Он обещал «больно» наказать «Аш-Шабаб». Заместитель председателя Комиссии АС Эрастус Мвенча подчеркнул, что организация усилит борьбу против боевиков группировки. Премьер-министр Сомали Абди Фарах Ширдон Саид призвал мировое сообщество оказать поддержку борьбе с «Аш-Шабаб». Теперь это действительно не только африканская задача.