Развитие водных путей в России

Зейское водохранилище обязано было смягчить, но не смягчило катастрофическое наводнение в Амурской области. Предположения наших читателей насчёт причин такой неэффективности, нашли неожиданное подтверждение.

Вот она, Зейская ГЭС. По общечеловеческим понятиям, падающая вода не может принадлежать частному лицу. Это общественное достояние. Рынок так не думает.
Фото с сайта fototerra.ru.
Нас пригласили на проектную сессию так называемого Движения развития — в рамках серии заседаний «Проектное государство».

Слова «так называемое» просим воспринимать без иронии. Мы хотели сказать только, что имя собственное и имя существительное, вообще говоря, не одно и то же. Однако гораздо важнее, что лидер ДР Юрий Крупнов имеет личную возможность доносить проекты, обсуждаемые на сессиях, до федерального Правительства. Так мы поняли из разговоров в зале, где проходило заседание — по адресу Большая Почтовая улица, дом 55/59, строение 1, город Москва. В связке с ДР работает Институт демографии, миграции и регионального развития.

Бенефициаром заинтересовавшей нас проектной сессии был известный эксперт-гидротехник Алексей Беляков, заведующий сектором водного хозяйства и охраны окружающей среды Совета по изучению производительных сил.

Он и рассказал об исследователях прошлых веков, которые сравнивали Россию с Египтом: у нас столько же рек, сколько там каналов. Не использовать это природное преимущество Российской Федерации — глупо и преступно.

Ну, а как — использовать?

Г-н Беляков заявил, что главные воднотранспортные артерии России и Евразии, в целом, могут и должны быть соединены каналами в единую инфраструктуру, а судоходные условия рек улучшены путем их реконструкции в шлюзованные каскады. Алексей Алексеевич предложил превратить реки в шлюзованные каскады плотин на всей территории нашей страны.

Но иметь плотину и не иметь на ней гидроэлектростанцию — глупо. Надо обязательно иметь. Продажа дарового электричества окупит затраты на созданную, таким образом,единую транспортно-энергетическую водную систему страны (ТЭВС).

ТЭВС и станет основой инфраструктурного подъёма Российской Федерации. Создание единой транспортно-энергетической водной системы позволит также отработать механизм предотвращения разрушительных наводнений.

Всё это выглядело настолько оторванным от действительности, что у докладчика немедленно нашлись оппоненты. В частности было сказано, что Восточную Сибирь мы уже лишили пашни, которая кормила весь регион. Затопили её ради электричества. И теперь Северным морским путём возим сюда хлеб. Для Центрального региона идеи Белякова применимы, для Сибири — нет.

13.09.2013 «В окияне-море» опубликовал новость «Туркменистан (президент — Гурбангулы Бердымухамедов) решил создать гигантское искусственное озеро. И это — в стране, где 80 процентов территории занимает пустыня Каракумы». Слушая Алексея Белякова, наш корреспондент невольно вспоминал эту публикацию. И заготовил докладчику два вопроса, оба с подвохом.

Вопрос первый:

— Уважаемый Алексей Алексеевич, какой вывод лично Вы, высококвалифицированный российский специалист-гидротехник, сделали из истории с Аральским морем?

Подвох заключался в том, что внутреннее море высохло вследствие строительства в Советской Туркмении гидротехнического сооружения — Каракумского канала. Чтобы его наполнить, из основных питающих Арал рек — Амударьи и Сырдарьи — стали забирать воду. Это и привело к экологической катастрофе. А теперь Алексей Алексеевич, специалист, на глазах которого строился Каракумский канал и мелело Аральское море, предлагает другой мега-гидро-проект.

Алексей Беликов подвоха не заметил. Просто рассказал следующее. Те, от кого зависит судьба Аральского моря сегодня, не хотят перебрасывать туда воду Каспия. Планируют использовать речную воду. Что, скорее всего, приведёт к следующей по счёту экологической катастрофе.

Второй вопрос нам навеял комментарий читателя Виктора из Амурской области к новости «Зейский район Амурской области затапливает» от 02.08.2013:

Виктор
30 лет пока руководил Емельяненко вовремя сбрасывали воду у Савельихи ни ума ни власти нет над гэсом всем руководит мафия хабаровская всех их надо к стенке поставить в месте с савельихой

Наш корреспондент спросил докладчика:

— Почему Зейское водохранилище, которое было обязано смягчить наводнение в Амурской области, не предотвратило катастрофу?

Подвох, на наш взгляд, тоже был очевиден. Эксперт Беляков (он кандидат технических наук, доктор географических наук и академик Академии водохозяйственных наук РФ) предлагает превратить реки в цепь водохранилищ с электростанциями. И обещает предотвратить, таким образом, наводнения. Но, вот, есть Зейское водохранилище с Зейской ГЭС. Вот она, Амурская область, которую положено было защитить. Почему же катастрофа состоялась?

В ответ Алексей Алексеевич подтвердил слова нашего читателя Виктора. По мнению доктора Белякова, хозяева Зейской ГЭС не спускали воду из водохранилища своевременно. Не делали этого ради выгоды. Чем выше уровень воды в водохранилище, тем больше электроэнергии даёт станция. Сбросы воды начались, практически, одновременно с наводнением. Если бы Зейское водохранилище было вовремя подготовлено к приёму паводковых вод, глядишь, наводнения бы не случилось.

Полагаем, дальнейшая логика рассуждений насчёт эффективности единой транспортно-энергетической водной системы читателям «В окияне-море» видна невооружённым глазом. Мы уж не говорим о непросчитанных экологических последствиях.

Нам, кстати, интересной показалась мысль Алексея Белякова разделить понятия «водные пути сообщения» и «водные транспортные пути». По мнению эксперта, создать водные пути сообщения между жителями страны важнее, чем возить грузы по рекам.

Красивая идея! Мы с ней согласны. Хотя, понимаем, что современная российская хозяйственная парадигма — это социально-экономическое мракобесие. Население у нас в стране — не предмет забот властей всех мастей, а объект для выдаивания денег. Какие этому населению водные пути сообщения?.. Может, ещё, каждому по гондоле, чтобы плавали друг к другу в гости, как в Венеции? Или каждому — по лодочному мотору в подарок, как это сделал Абрамович перед губернаторскими выборами в Чукотском автономном округе?..

Нет уж, пусть граждане корячатся, добираются, не пойми, как, до аэродромов и платят расплодившимся авиакомпаниям: столько, что тарифы международных рейсов — отдыхают.