Неподъемный контракт: о реформах в армии

На днях министр обороны Сергей Шойгу озвучил радостную весть: уже со следующего года оборонное ведомство перестанет отлавливать призывников по военкоматам, из последних сил пытаясь выполнить план по призыву, а сделает ставку на контрактников.

Родители мальчиков, чей возраст приближается к призывному, могут вздохнуть свободно. Теперь никакой «охоты» на детей никто устраивать не будет. Но даже если они и попадут в армию по призыву, никаких «горячих точек» — использовать призывников теперь будут исключительно в качестве мобилизационного резерва, на случай «большой войны».

Сложно переоценить фактически заявленный переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии. Это как переход от феодализма к капитализму. И сопровождаться, по идее, он должен сопоставимым ростом эффективности. Для Минобороны это один из главных аргументов, заставляющих не считаться с расходами, которые очевидным образом резко возрастут. Собственно, Шойгу так и объясняет необходимость делать ставку на профессионалов: «Хотим мы этого или не хотим, но армия должна стать контрактной, либо мы должны рекрутировать призывников как минимум на пять лет. Сложность систем вооружений такова, что мы призывника хоть за год, хоть за два не подготовим к тому, чтобы он мог воевать на этом оружии».

Да и возможность решить при помощи денег проблему хронической недоукомплектованности армии тоже чего-то да стоит. Как признал в начале недели начальник Генштаба Валерий Герасимов, плановый показатель укомплектованности к концу этого года составит 82% от штатного расписания. Реальная же численность может оказаться еще ниже. Иными словами, «миллионной» армии не хватает примерно тысяч 200 человек.

Единственный и, пожалуй, главный вопрос, способный свести на нет все вышеприведенные восторги, – вопрос цены, которую придется заплатить стране за реализацию планов нового министра обороны. И дело не только в деньгах. По словам Шойгу – а не доверять ему нет никаких оснований, – деньги на содержание будущих контрактников в бюджет уже заложены. Проблема в том, что переход к профессиональной армии не только не будет сопровождаться ее сокращением, но, напротив, приведет к увеличению ее фактической численности, поскольку так и не попавших в армию призывников заменят профессионалы-контрактники.

В пораженной кризисом, страдающей от высокого уровня безработицы стране это, возможно, было бы неплохой мерой стимулирования экономического роста при условии, что уровень госдолга и бюджетного дефицита остались бы на приемлемом уровне. Но в России ситуация несколько иная. Большого избытка рабочих рук не наблюдается, скорее наоборот – впору говорить о дефиците. Да и демографическая ситуация (которую, в частности, иллюстрируют проблемы с комплектацией армии) только ухудшается. Население стареет, а количество молодых людей, вступающих в трудовой возраст, продолжает снижаться. Армия – структура, живущая за счет налогов. Рост стоимости ее содержания автоматически означает увеличение налоговой нагрузки на тех, кто работает в секторах, создающих ВВП. Если же армия начинает еще и оттягивать трудовые ресурсы из этих секторов, нагрузка растет намного быстрее. А поскольку есть еще постоянно растущая армия пенсионеров, которую также кормят уменьшающиеся в числе работники производительных отраслей (про армию чиновников и говорить нечего), бремя в какой-то момент может оказаться непосильным. И момент этот может наступить гораздо раньше, чем Шойгу завершит свою реформу.