Украина идет к ЕС, но хочет и в ТС

Правительство Украины одобрило соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, но это не должно помешать расширению сотрудничества с Таможенным союзом и странами СНГ, считает украинский премьер Николай Азаров.

Документ, содержащий более 200 страниц включает в себя, в том числе, соглашение о создании всеобщей зоны свободной торговли с ЕС, состоит из семи разделов и 486 статей, ряд из которых посвящен деятельности медиа, защиты персональных данных, защиты интеллектуальной собственности и многим другим вопросам.

Впрочем, основными положениями, которые регулирует соглашение, станут вопросы сближения в политической и экономической областях. Украина сможет активнее и более ответственно участвовать в политических программах ЕС, мероприятиях по обеспечению общей безопасности, а также будет вынуждена расширить торгово-экономические отношения с ЕС, что, в конечном счете, должно привести к полной интеграции Киева во внутренний европейский рынок. Согласно ряду приложений к соглашению, Украина также обязуется адаптировать отечественное законодательство к европейским стандартам, включая терминологическую часть.

Премьер Украины Николай Азаров хотя и приветствовал решение о подписании соглашения, однако не преминул указать на главные опасности для украинской экономики и в первую очередь — это очень сжатые сроки на перестройку системы. «Главный риск в том, что для модернизации экономики нужны огромные ресурсы и время. Например, чтобы сохранить украинскую автомобильную промышленность, мы имеем 3-5 лет, чтобы провести кардинальную модернизацию на опережение, выпускать конкурентоспособную продукцию с меньшими затратами, чем европейские производители. И для этого в Украине есть ресурсная база, большие энергетические мощности, квалифицированные рабочие, металл, электротехническое, пластиковое и резиновое производство. Но нужно решительно технологическое перевооружение всей производственной цепи, который завершается сборкой автомобиля», — заявил Азаров.

И это только одна из областей, которые окажутся под сильнейшим прессом со стороны европейских конкурентов. По мнению Азарова, зона свободной торговли даст уникальный шанс Украине в ближайшие 10 лет модернизировать экономику. Впрочем, нельзя исключать, что отдельные отрасли в этой «зоне» попросту не выживут и случится это гораздо быстрее, чем за 10 лет.

Однако, еще до одобрения проекта соглашения с ЕС в кабинете министров, Азаров отдельно подчеркнул, что Украина не намерена отказываться от расширения сотрудничества с Таможенным союзом. «В Соглашении об ассоциации нет, и об этом говорят и официальные заявления Европейской комиссии, никаких положений, которые бы помешали нашим планам по расширению сотрудничества с Таможенным союзом, со странами СНГ и другими партнерами за пределами ЕС», — сказал Азаров.

На днях украинские политики жарко обсуждали последнее предложение, прозвучавшее от ЕС. Речь шла о том, что Киев может рассчитывать на 1 миллиард евро вознаграждения за подписание соглашения с ЕС. Не исключено, что закулисные суммы были обещаны гораздо более серьезные. Об этом же говорил и депутат Рады от Партии регионов Олег Царев, подчеркнув при этом, что Украину ждет судьба, аналогичная той, что переживает соседняя Польша. «Что касается миллиарда евро, который европейцы якобы могут выделить Украине после подписания соглашения об ассоциации — это смешная сумма для нас. Поляки, когда не вступали в ЕС, а просто открывали свою границу — им списали долги на сумму в 16 миллиардов долларов. Но в том году они получили сумасшедшее падение производства», — рассказал сегодня Царев украинским журналистам.

О том, к чему стоит готовиться Украине и ее гражданам в случае поспешного сближения с ЕС говорил в своем недавнем интервью и президент России Владимир Путин. «Суть заключается в том, что Украина берёт на себя дополнительные обязательства по снижению таможенной защиты, таможенных барьеров. По значительной группе товаров, то, что скажу, понятно, даже не нужно быть специалистом, Украина в течение какого-то времени, а по некоторым сразу, обнуляет ввозные таможенные пошлины — это первое. И, второе, вводит европейские стандарты регулирования, технического регулирования. Сейчас скажу, что это такое. Когда обнуляются пошлины, появляется товар иностранного производства на украинском рынке, а свои‑то предприятия работают, куда свой-то товар девать? У нас есть опасение, что они будут выдавливаться на наш рынок, на рынок Таможенного союза, на рынок России, Казахстана и Белоруссии. Но мы так не договаривались, это будет создавать проблемы для нашей экономики», — отметил Путин в интервью.

По мнению российского президента, в интересах Украины было бы воспользоваться преимуществом уже существующих интеграционных экономических связей между Украиной, Россией, Белоруссией и Казахстаном и во внешнеполитическом диалоге с Европой выступить более внушительным составом переговорщиков. «Если бы мы в рамках единого экономического пространства вместе бы определили какие-то принципы, то разговаривать, скажем, европейцам с нами в составе Россия — Украина — Казахстан — Белоруссия было бы гораздо сложнее, чем поодиночке с каждым, тем более в отношениях напрямую только с одной Украиной», — заметил российский президент.

Путин отметил, что народы России и Украины имеют «общие исторические корни и общие судьбы, у нас общая религия, общая вера, у нас очень схожая культура, языки, традиции и менталитет», — и добавил в связи с этим, что Москва приемлет любой выбор, который сделают в Киеве. «К любому, какой бы выбор ни был сделан, мы отнесёмся с уважением и, безусловно, будем продолжать работать. Но вопрос просто только в том, как будем работать, что мы должны будем предпринять для защиты своих собственных интересов», — сказал Путин.