ЕС должен бороться с насилием на почве гомофобии

В вышедшем сегодня докладе Amnesty International заявила, что Европейский союз (ЕС) и его государства-члены не могут обуздать преступления на почве ненависти к гомосексуалам и транссексуалам и защитить этих людей от дискриминации, притеснения и насилия.

«Насилие из ненависти причиняет пострадавшим особенно сильный и долгосрочный ущерб. Между тем, в законодательных актах ЕС, а также многих из его членов преступления, обусловленные предполагаемой сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью, не считаются преступлениями на почве ненависти. Это неприемлемо, так как международное право в области прав человека не допускает дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», — сказал эксперт Amnesty International по вопросам дискриминации в Европе и Центральной Азии Марко Перолини.

В докладе Amnesty International «Because of who I am: Homophobia, transphobia and hate crime in Europe» («Потому что я такой! Гомофобия, трансфобия и преступления на почве ненависти в Европе») рассказывается об изъянах в законодательстве многих европейских стран, где сексуальная ориентация и гендерная идентичность не присутствуют в явном виде в качестве признаков, по которым квалифицируются преступления на почве ненависти. В докладе также указывается на то, что действующие стандарты ЕС в сфере преступлений на почве ненависти недостаточны для того, чтобы побороть гомофобное и трансфобное насилие.

Дискриминационные мотивы отличают преступления на почве ненависти от других правонарушений. При расследовании и организации судебного преследования исключительно важно, чтобы полиция и судебные органы прикладывали максимум усилий для выявления мотивов преступлений, связанных с реальной или предполагаемой сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью потерпевших.

По данным недавнего исследования, проводившегося в ЕС, в 80% люди, пострадавшие от насилия на почве гомо- или трансфобии, не заявляют о нём в полицию, зачастую опасаясь гомофобии и трансфобии в государственных институтах. Иногда геи не обращаются в полицию после нападений на них потому, что они скрывают свою сексуальную ориентацию и боятся, что о ней узнают родственники и окружающие.

В таких странах, как Болгария, Чехия, Германия, Италия и Латвия, законодательные нормы о преступлениях на почве ненависти ограниченны, ибо не включают в себя сексуальную ориентацию и гендерную идентичность. В других странах, например Хорватии и Греции, правовые нормы о преступлениях на почве ненависти к гомосексуалам и транссексуалам не применяются должным образом; это порой оборачивается тем, что полиция не регистрирует гомофобный или трансфобный мотив преступления либо не отрабатывает подобные версии должным образом.
В феврале 2012 года в городе Катания (Италия) несколько человек избили молодую женщину-транссексуала Мишель из-за её гендерной идентичности. В ходе избиения нападавшие выкрикивали оскорбления, говоря: «Какая гадость! Ты же мужик, педераст!»

Мишель подала заявление о нападении в полицию, и личность одного подозреваемого была установлена. Однако ни в формулировке обвинения, ни при определении приговора трансфобный мотив не будет учитываться из-за пробелов в итальянском законодательстве.

Мишель посетовала: «Они хотели расправиться со мной только из-за того, что я такая, какая я есть; из-за того, что у меня несколько мужеподобное лицо, и по моему голосу они поняли, что я транссексуал». 30 сентября 2008 года в Софии был убит студент-медик Михаил Стоянов, которого сочли геем. Пять лет спустя суд над двумя подозреваемыми в его убийстве ещё даже не начался. Несмотря на то, что в ходе расследования удалось полностью доказать гомофобный мотив, на суде он учитываться не будет. Задержки с привлечением виновников к ответственности усугубляют горе матери убитого — Кристины, которую власти оставили без какой-либо поддержки, в том числе психологической.

«ЕС и его страны-члены не смогут выполнить свои обязательства по борьбе с дискриминацией, если не будут приняты надлежащие меры применительно ко всем видам преступлений на почве ненависти. Существующие двойные стандарты транслируют идею, что одни виды насилия заслуживают меньшего внимания и меньшей защиты, чем другие. Это неприемлемо для Европейского союза, который гордится тем, что отстаивает равенство и всеобщий охват», — заключил Марко Перолини.