NSU: полиция подгоняла свидетельские показания под свою версию

После летней паузы в Мюнхене продолжился процесс по делу о преступлениях террористов из «Национал-социалистического подполья». Судьи выявили очередной грешок в работе следователей: важную свидетельницу по делу NSU долгое время никто не хотел слушать.

На первые после месячного перерыва заседания Верховного земельного суда Мюнхена, расследующего преступления неонацистов из группировки NSU, была приглашена одна из важных свидетельниц по данному делу. Показания женщины, полное имя которой осталось для общественности неизвестным, однозначно указывают на то, что немецкие правоохранительные органы до последнего отказывались верить в причастность к ужасным преступлениям правых радикалов. Сейчас уже ясно, что полицейские следователи искали убийц граждан иностранного происхождения где угодно, но только не в неонацистской среде Германии.

Оказывается, 9 июня 2005 года, в день хладнокровного расстрела владельца дёнерной в Нюрнберге Исмаила Ясара (Ismail Yasar), местная жительница Беате К. (Beate K.) дважды видела неподалёку от места преступления подозрительных мужчин. По утверждению этой крайне значимой для следствия свидетельницы, оба молодых человека были одеты в велосипедную форму. Первый раз она обратила на них внимание, когда они рассматривали карту Нюрнберга, а второй раз увидела их же около самой дёнерной. В тот момент один из мужчин засовывал другому в рюкзак какой-то завёрнутый в пластиковый пакет предмет, по своей форме очень напоминавший пистолет с глушителем. Скорее всего, к этому моменту Ясар был уже убит.

После убийства Исмаила Ясара женщина сама пришла в полицию и дала соответствующие показания, довольно чётко описав подозрительных людей. При этом она особо указала, что речь идёт о возможных уроженцах Германии, которые никоим образом не выглядели как «выходцы из южных стран». Тем не менее следователи постоянно просили эту свидетельницу опознать возможных преступников среди имеющихся у полиции фотографий, на которых были изображены исключительно турецкие или арабские граждане. Более того, в полиции Беате К. регулярно спрашивали о том, может ли она себе представить, что за преступлением «скрывается турецкая мафия или торговцы оружием»?

В ходе расследования взрыва бомбы на одной из улиц Кёльна в 2006 году жительницу Нюрнберга опять пригласили в полицию. Свидетельнице были предоставлены записи камеры видеонаблюдения, на которых зафиксированы Уве Бёнхардт (Uwe Böhnhardt) и Уве Мундлос (Uwe Mundlos), идущие с велосипедами к месту преступления. Женщина тут же опознала на видеозаписи тех же людей, которых она видела год назад в Нюрнберге. Как заявила Беате К. в ходе судебного процесса в Мюнхене, она ещё в 2006 году была «очень уверена» в том, что речь идёт об одних и тех же молодых людях. И тогда же сообщила об этом полицейским следователям. Однако те встретили эти важные показания с большим скепсисом. Хотя её слова и были занесены в протокол, однако в итоге «степень уверенности женщины была приуменьшена». Как отмечают сейчас в Мюнхене адвокаты жертв, в результате многочисленных опросов полиция «специально запутала» женщину и умышленно попыталась «придать её показаниям другое направление».

Показания свидетельницы Беаты К. не вписывались в ту линию расследования, которой изначально придерживались и в полиции, и в земельных ведомствах криминальной полиции, уверены сейчас представители обвинения. Именно поэтому этот «горячий след», так и не был до конца разработан, что привело к новым жертвам террористов из NSU, убеждены адвокаты.

На последние заседания в Мюнхен из Турции прилетели брат и мать убитого Исмаила Ясара. По словам 84-летней женщины, она ждёт, чтобы убийцы её сына, а также соучастники этого преступления, были установлены и получили заслуженное наказание. Говоря о единственном оставшемся в живых члене NSU Беате Чепе (Beate Zschäpe), мать убитого заявила, что «наглая и бесстыжая» позиция подсудимой вызвала у неё настоящий шок. По словам пожилой женщины, в ходе заседания суда Чепе не просто игнорировала его ход, но и не раз «весело смеялась».