34-й отдельной мотострелковой бригаде исполнятся 10 лет

В 2014 году 34-й отдельной мотострелковой бригаде (горной) исполнится 10 лет.

Однако, несмотря на столь «юный» для воинского формирования возраст, её военнослужащие многое успели. И хотя личному составу соединения не довелось принимать участие в реальных боевых действиях, именно горникам этого соединения доверили «оседлать» Марухский и Клухорский перевалы для отражения возможной агрессии во время проведения операции по принуждению Грузии к миру. Свой статус военнослужащие бригады неоднократно доказывали и в ходе совместных международных учений. Вот и сейчас подчинённые полковника Михаила Зусько активно занимаются боевой подготовкой. Полученные во время занятий знания и навыки пригодятся при выполнении специальных задач по обеспечению безопасности проведения Сочинской Олимпиады.

Это нужно живым

Мы уже рассказывали о том, что часть личного состава 34-й бригады находится в Кабардино-Балкарской Республике, где проходит инициированная Министерством обороны России героико-патриотическая акция по поиску и перезахоронению останков советских воинов, погибших на склонах Эльбруса во время битвы за Кавказ. Основу поискового отряда горного соединения составляют военнослужащие разведывательного батальона подполковника Игоря Вороны. Уже в ходе акклиматизационного подъёма в горы военнослужащие сделали свои первые находки — артиллерийские орудия, советское оружие и боеприпасы, личные вещи красноармейцев и останки советского солдата. Дальше — больше. Каждый новый рейд на склоны высочайшего горного массива Большого Кавказа приносит новые трофеи. Впрочем, как рассказал корреспонденту «Красной звезды» подполковник Игорь Ворона, наряду с поисковыми работами с военнослужащими проводятся тактико-специальные занятия по горной, тактической, специальной и инженерной подготовке.

В Кабардино-Балкарии находится рота специального назначения (альпинистская), которой командует капитан Сергей Котельников. Помимо отработки задач по прямому предназначению горный спецназ учится чётко взаимодействовать с приданными силами: сапёрами, связистами, медиками, вьюковожатыми. Ни одно выдвижение разведчиков не проходит без инженерной разведки. Это нужно не только для закрепления навыков правильного алгоритма действий в горно-лесистой и горной местности, но и для собственной безопасности — на склонах всё ещё встречаются различные боеприпасы, на пути попадаются разломы, трещины.
Ещё одним важным моментом является то, что горники учатся действовать в особых условиях высокогорья. Здесь важно всё — от ведения наблюдения до организации ночёвок. Ведь погода в горах отнюдь не та, что у подножия гор Большого Кавказа: сильные порывы ветра, низкие температуры. К примеру, ночью термометр показывает до минус 20°С. Важное значение уделяется также охране и обороне лагеря. Эта задача — в сфере ответственности заместителя командира роты старшего лейтенанта Андрея Жарёхина.
— Когда закончатся поисковые работы, уровень подготовки участвующих в них военнослужащих вырастит в разы, — уверен замкомроты.
Впрочем, в горы пришли отнюдь не новички — в этом и других подразделениях разведбата служат только контрактники, средняя выслуга которых насчитывает 2,5 года службы именно в этом статусе и в этом же подразделении. Каждый из них обладает хорошими знаниями и навыками по горной подготовке, ведь это далеко не первое их восхождение. У каждого из разведчиков — значок альпиниста (а он даётся только тем, кто совершил под руководством инструктора восхождение на вершину по маршруту определённой сложности), а 10 военнослужащих являются обладателями второго и третьего разрядов по альпинизму. Ещё несколько офицеров, сержантов и солдат прошли обучение в специализированном горном центре в Швейцарии.

Перед началом поисковых мероприятий с военнослужащими 34-й бригады была проведена серьёзная подготовительная работа: сначала в пункте постоянной дислокации, где имеется прекрасная учебно-материальная база для отработки всех элементов горной подготовки, затем в Терсколе — в Центре горной подготовки и выживания Минобороны России. Центр возглавляет подполковник Андрей Минжиров.

Парня в горы
тяни — рискни

Подполковник Игорь Ворона утверждает, что он и его подчинённые — прагматики. Иными словами, каждое мероприятие, в котором они участвуют, полезно по нескольким причинам. Вот, скажем, поисковые работы на склонах Эльбруса. Солдаты делают важное дело — ищут бойцов, погибших в этих краях 70 лет назад. И одновременно учатся действовать в условиях высокогорья. Это хорошая практика, особенно в преддверии Сочинской Олимпиады. Плановые занятия с другими подразделениями батальона тоже являются очередной профессиональной ступенькой к совершенствованию.
— Все мероприятия, в которых участвуют военнослужащие батальона, направлены на то, чтобы довести уровень подготовки каждого военнослужащего до совершенства, — комментирует комбат.

Пока горный спецназ повышает своё мастерство в Кабардино-Балкарии, их сослуживцы из других подразделений батальона тренируются в Карачаево-Черкесии. В Архыз на полевой выход отправились разведроты капитана Игоря Парфёнова и стершего лейтенанта Александра Самолдина.
Как и в любой другой дисциплине, в горной подготовке обучение идёт от простого к сложному. Изучение требований безопасности — первым делом. Каждый из разведчиков, например, усвоил, что к горам, как и к врагу, нельзя поворачиваться спиной. Совершенно безобидные, на первый взгляд, вершины могут таить беду. Следующим этапом горники освоили горное снаряжение и вязку узлов, нюансы рельефа. Первые практические навыки все военнослужащие получают в пункте постоянной дислокации бригады, где есть скалодром и горная полоса препятствий. Дальше — выход на скальные массивы.
— Первые вершины, которые покоряют наши военнослужащие, насчитывают лишь несколько десятков метров. Главное — личному составу нужно освоить свободное лазание. Затем задачи будут постепенно усложняться, — рассказывает заместитель командира разведроты старший лейтенант Андрей Тульский.
У офицера своя «фишка»: все задачи его подчинённые выполняют в полной выкладке — на них разгрузочные жилеты, оружие и рюкзаки. А это прибавка примерно в 15 кг к собственному весу. Такое положение вещей должно стать не просто привычкой, а второй натурой солдата. Чуть позже восхождения начинают сопровождаться различными вводными — моделируются и отрабатываются действия в условиях соприкосновения с противником. Причём неприятель может быть как внизу, так и наверху. И пока одни военнослужащие взбираются на горный массив, другие их прикрывают в составе боевых троек. По мере подготовленности разведчиков подъём усложняется не только за счёт увеличения высоты, но и способов подъёма.

— Военнослужащих важно научить и правильно подниматься, и правильно спускаться. Здесь нет мелочей. Учимся, например, подниматься с использованием двух жумаров (второй элемент снаряжения работает как ступенька). Или, скажем, дюльферять (спускаться на скорости по верёвке на крутых и отвесных склонах), одновременно ведя огонь по противнику. Как сложится реальный бой в горах — никому заранее не известно, так что нужно быть готовыми к любому развитию ситуации, — поясняет инструктор по горной подготовке старшина-контрактник Егор Алёшин. Совсем скоро он намеревается стать перворазрядником. Но основной своей заслугой считает отнюдь не это. Главное — должным образом подготовить других, менее опытных, военнослужащих. Поэтому вместе с офицерами он часами натаскивает разведчиков на скальных массивах Архыза. Пусть и не с первого раза, но военнослужащие начинают успешно выполнять задачи.
После очередного подъёма в горы похвалы заслужили рядовые по контракту Вячеслав Титаренко и Мурат Тугов. Они и не скрывают, что занятия по горной подготовке требуют особой собранности и усилий. К тому же на полевом выходе разведчики передвигаются в основном на своих двоих. И это в полной экипировке. За день им приходится преодолевать десятки километров по горизонтали (впрочем, в горной местности это условно) и сотни метров — по вертикали. Но никто не ропщет. Ведь сами выбрали себе такую непростую судьбу. Более того, контрактники гордятся, что сумели попасть именно в это подразделение элитной горной бригады Южного военного округа.
— Программа минимум — подтвердить свой статус во время ближайшего международного учения, — отмечает старший лейтенант Андрей Тульский, подчинённые которого штурмовали вершины в тот момент, когда мы оказались в Архызе. — Ведь в прошлый раз итальянцы восхищались нашему умению автономно действовать в горно-лесистой местности в течение длительного времени.
Упорства нашим военнослужащим не занимать. Помноженное на профессиональное мастерство, оно позволяет успешно решать все задачи по предназначению. Горники уверены, что и программу максимум — обеспечить безопасность объектов Олимпиады в Сочи — они выполнят с оценкой «отлично».

Подкованные скалолазы

Эксклюзив 34-й бригады — это их подразделение четвероногих горников, вьючно-транспортный взвод. Вьючные лошади применяются при выполнении служебно-боевых задач на труднодоступных участках местности и для перевозки грузов в тех местах, где ограничено (или невозможно) использование других видов транспорта. Четыре лошади, например, откомандированы в Кабардино-Балкарию. Именно с помощью лошади удалось спустить с Донгуз-Оруна фрагменты советского артиллерийского орудия. Применяется четвероногий личный состав вьючно-транспортного взвода и в других мероприятиях. В том числе в выполнении боевых задач. 34-я бригада дислоцируется в Карачаево-Черкесской Республике, её окружает местность с горно-лесистым рельефом, так что к расположению могут постараться незаметно подойти «непрошеные гости». Именно поэтому специально назначаемые подразделения бригады (как правило, из состава разведбата) «обходят дозором» окрестности. Вместе с разведчиками в выполнении этих задач участвуют и вьюковожатые вьючно-транспортного взвода вместе с лошадьми.
— Пожалуй, больше всего в службе мне запомнились именно поисково-разведывательные мероприятия, к которым я привлекался, — рассказывает вьюковожатый рядовой Дмитрий Тихоновский. — За сутки мы тогда прошли несколько десятков километров по пересечённой местности, обследовав все господствующие высоты.
В ходе того вояжа не было обнаружено никаких сюрпризов. Однако путь был не только долгим, но и трудным. Спуски и подъёмы, наблюдение за окрестностями, скрытное, с соблюдением всех тактических элементов, приближение к местам вероятного нахождения противника. Несколько раз группу поливал дождь. Затем начинало нещадно палить солнце. Одним словом — весь набор пресловутых тягот и лишений.
А ведь родители Дмитрия поначалу расстроились, узнав, где их сыну доведётся служить. Мол, что это за солдатская служба — на конюшне. Несерьёзно. Как соседям или знакомым об этом рассказать? Но уже вскоре сын развеял родительские опасения. Да без этого подразделения ни спецназ, ни разведчики в горно-лесистой местности эффективно действовать не могут. Подвезти вооружение и боеприпасы, увезти взятого в плен «языка» или транспортировать раненого бойца — это всё ложится на плечи личного состава взвода. Точнее — на спины лошадей.

Вот и сейчас представители вьючно-транспортного подразделения оттачивают свои действия при совместной работе с другими подразделениями. Например, миномётчиками. Нести в лесах и горах пусть и разобранную на части малую артиллерию и боеприпасы к ней — сложное дело. А вот лошади справляются с этим играючи. Ведь 90-100 кг для каждого животного обычный багаж. Вес вьюков можно даже увеличить в 1,5-2 раза, но тогда скорость движения и длина суточного перехода заметно снизятся. Многое, конечно, зависит от выносливости животных, степени обученности, высоты местности над уровнем моря, крутизны подъёмов и спусков, времени года и погодных условий. Максимальная высота горных районов, где могут использоваться вьючные подразделения, — 4.500-5.000 метров Нужно помнить и о том, что во взводе «проходят службу» лошади двух пород — карачаевской и монгольской. Порода тоже влияет на выполнение задач. Монгольские хорошо работают на равнине. Иногда они даже выигрывают в скорости. А вот в горах лучше использовать карачаевскую, которая чувствует себя здесь в родной стихии. Этим лошадкам легко даются даже подъёмы и спуски в 60-70 градусов.

За каждым вьюковожатым закреплены 4 лошади. Но на занятиях их часто тасуют — животные должны уметь работать в любой кампании. Вот и в этот раз рядовой Тихоновский переправу через водную преграду отрабатывал в сводном коллективе. И весьма успешно. Кстати, в ходе предстоящего международного учения лошади также будут применяться. Предварительно решено, что в горы отправятся и «карачаевцы», и «монголы». А вот кому из военнослужащих вьючно-транспортного взвода предстоит их сопровождать — пока неизвестно. Впрочем, и Дмитрий, и его сослуживцы готовы выполнить любые задачи командования.