Про имущество капитализма

Принято считать, что скучная работа у службы приставов — изымать в счет долга телевизор из угла, люстру с потолка или картину со стены. Даже если это «Портрет неизвестной» Ивана Крамского.

А если портрет известного? Очень известного… Тут возникает сюжет, и интересно, что будет дальше.

На днях в городе Кирове судебный пристав-исполнитель, посетив квартиру одного должника, изъял у него портрет Медведева Дмитрия Анатольевича, 1965 года рождения, кандидата юридических наук, почетного доктора права, ныне главы Правительства Российской Федерации и председателя «Единой России». Будь в квартире рояль или хотя бы соковыжималка, портрет Медведева на стене, пожалуй, уцелел бы. Но у некрупного предпринимателя, занимающегося установкой межкомнатных дверей, не нашлось ничего ценного, кроме часов, кольца на руке и этого портрета. Кольцо и часы, показывающие летнее время, навсегда установленное изображенным на портрете персонажем, пристав, понятно, тоже изъял.

— Бизнесмен был очень расстроен и не хотел отдавать портрет Медведева, — прокомментировала местным СМИ необычную ситуацию пресс-секретарь управления Федеральной службы судебных приставов России (УФССП) по Кировской области Наталия Долгушина.

Трогательная привязанность. Если Дмитрий Анатольевич узнает, то вряд ли останется равнодушным и, возможно, подарит безутешному кировчанину портрет Путина.

Теперь о том, что же будет дальше. Дальше все произойдет по закону, который подписал, кажется, не Медведев, будучи президентом, а кто-то еще до него: изъятые вещи отправят на реализацию. Грубо говоря, на продажу. И тут с портретом надо бы поторопиться. Должность, которую занимает Дмитрий Анатольевич в правительстве, весьма ненадежная, его позиция в «Единой России» тоже не из незыблемых, и в случае чего придется продавать портрет кандидата юридических наук — много ли тут выручишь. Думается, клиенты, которым предприниматель задолжал по рекламациям немалую сумму, уже волнуются и с тревогой смотрят программу «Время».

Мы живем в стране, где все кому-то за что-то должны. У всех долги по кредитам, по штрафам ГИБДД, по налогам, по квартплате… При этом неуплата долгов многими воспринимается как должное. Просто так ни с кого ничего не возьмешь, и мечта российских судебных приставов проста и нелепа: должник сам стучится к ним в дверь и приносит что-нибудь из имущества.

Вы не поверите, мечта сбылась в том же Кирове. На минувшей неделе та же пресс-служба кировского УФССП порадовала общественность необычным сообщением: «Вернувшись после обеденного перерыва на рабочее место, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Октябрьскому району г. Кирова обнаружила на столе новенький мобильный телефон в упаковке, а также записку с просьбой наложить арест на имущество и реализовать его в уплату долга по исполнительному производству».

Это не розыгрыш: выяснилось, что впрямь приходил должник по исполнительному производству о взыскании штрафа в сумме 1500 рублей, принес телефон и оставил записку. Судя по всему, денег у него нет, но был телефон, и еще осталась авторучка — это уже на следующий мелкий штраф.

Если уж у должников нет 1,5 тысячи рублей, то попробуй взыскать с них более крупную сумму. Одного из жителей Афанасьевского района Кировской области суд оштрафовал за незаконную рубку леса. Удивительно, где он нашел какие-то деревья после Навального, опустошившего, как известно, вятский лес, но на 450 тысяч штрафа мужик все-таки нарубил. А когда судебный пристав пришел к этому лесорубу домой, оказалось, что никакого имущества у него нет. Что же касается имевшихся у него денег, то их никто не взвешивал, а зря: денег было не меньше двух килограммов. И он, достав наличность из шкафа, отдал приставу весь пакет с рублевыми и двухрублевыми монетами — полновесные 500 рублей.

Все уже давно поняли, что взыскивать долги через суд и службу приставов — муторное дело. И по возможности стараются обойтись самодеятельными способами. Так, в Татарстане, в городе Елабуге, расплодились должники за услуги ЖКХ. На «деловом понедельнике» глава города Геннадий Емельянов показал длинный список тех, кто задолжал свыше 20 тысяч, и заявил, что самые злостные из них «будут выносить фекалии ведрами».

В чем замысел? В том, что будет пущен в дело специально закупленный комплекс «КИТ». Технология делает честь XXI веку: в общую канализационную трубу запускается зонд, оператор отсчитывает этажи и в нужном месте устанавливает заглушку на сливную трубу квартиры должника. И пусть тот дергает ручку унитаза. Бурные потоки выйдут из берегов.

Фокус, оказывается, не новый. Так уже боролись с квартирными должниками в некоторых регионах страны. И тут жильцу некогда спорить, законны такие заглушки или незаконны. А представьте эту канитель с судом и с визитами приставов в жалкие квартиры, где обстановка соответствующая — ни в сказке сказать, ни имущество описать.