Тошнотный дом: о пороках общества

Гензель и Гретель стоят перед вкусным домиком.

Крыша из пряников, окошки из леденцов. Дети голодны и не могут решить – с чего начать пиршество? Конфеты или пряники?
Оазис из вкусностей притягивает и страшит. В доме кто-то живет – ведьма шаркает по прогнившим половицам и поет песенку. Дом окружает лес – темный, чуждый. А птицы склевали все хлебные крошки, которые Гензель разбросал по пути в чащобу, и теперь не найти дорогу к родительскому очагу. Да и понимание есть – родители бросили детей.

Старинная сказка братьев Гримм метафорично отражает многие процессы, происходившие и происходящие с нашим обществом. Мы по-прежнему чувствуем себя заблудившимися в лесу детьми. Наши родители, будь то партия или культурные деятели бывшего советского пространства, завели нас непонятно куда, мы не можем вернуться обратно, а перед нами – сладости с каким-то подвохом. Вечером ведьма «мягко стелет», вкусно потчует, но утро будет нерадостным. Гретель превратится в служанку, Гензель – в узника. Сестра будет откармливать своего брата на съедение ведьме.

Но это будет утром, а сейчас требуется принять непростое решение – с какой стороны следует начать разламывать домик. Дом из сладостей – это бесплатное и доступное лакомство. Для насыщения не требуются деньги, нужно лишь презреть уважение к чужой собственности.

Часто задумываешься – насколько же мы в своих решениях и поступках обусловлены непреодолимым чувством голода и жажды? Между нами и брошенными детьми из сказки есть огромное сходство и огромная разница. Мы, как Гензель и Гретель, ведомые безжалостным родителем, оказались лесу – практически не умея выживать в незнакомом для нас пространстве. И мы были голодны, очень голодны.
Но и наесться мы и по сей день не можем и не умеем.

Далеко в прошлом остались серванты с хрустальной посудой и восторг при виде импортной жевательной резинки, а мы всё млеем перед красивой пряничной упаковкой.
Ведьма старается – все новые и новые «вкусняшки» появляются перед нашим восхищенным взором. Новые пластиковые гаджеты с волшебными экранами, шоколад, в котором всё больше и больше шоколада (уж куда больше?), невероятные ипотечные условия приобретения жилья, автокредиты и займы. Т.е. мы имеем дело с необыкновенной заботой. Мы окружены состраданием к нашей нищете и убожеству, мы окружены желанием нам помочь.

Мелькает блаженная мысль – отринуть все пряничные блага и проследовать мимо. Тем более что ведьма никого лично не зазывала. Но, Гензель не может пройти мимо сладостей из-за Гретель, Гретель тоже не хочет оставить брата голодным. И вот они уже начинают разбирать вкусный домик, затерянный в лесных дебрях.

Даже самый маленький ребенок знает – бесплатного ничего не бывает. За всё надо платить. Дело лишь в цене – насколько цена соответствует качеству продукта? Тут то и выявляется главная хитрость ведьмы. Ведьма пожирает детей, поэтому она и построила дом именно из сладостей. Могла бы крышу из сыра сделать, возвести колбасные стены, окружить дом рвом из мясной подливы. Хитрая старуха далека от обыденностей, она прекрасно знает о том, что простой едой дети быстро насыщаются. Приманку следует строить из материалов, способных поразить именно детское воображение – это недоступные и такие притягательные сладости. Конфетами и пряниками можно объедаться до полного чувства пресыщения, до тошноты, – вскоре же, не то, так другое сладкое начнет вас притягивать с ещё большей силой. Мировые концерны усиленно работают, чтобы обеспечить нас «сочетанием цены и качества».

Притягательность и доступность часто ведут к развращению. Не будучи в преклонном возрасте, прекрасно помню магазины, где на полках были макароны, сморщенные морковь и картофель, хлеб, молоко в стеклянных бутылках и морская капуста. Периодически «выкидывали» синих кур, докторскую колбасу (настоящую) и сгущенку (не больше 3 банок в руки). Вот, кажется, и весь ассортимент. Существовали ехидные понятия: «завтрак пенсионера», «прощай, молодость», «студенческий обед». Что ж, времена изменились, изменился облик бывшего советского государства. И речь не идет о том, что тогда было лучше, а сейчас хуже. Или, наоборот, – мы находимся в более тяжелой ситуации. Нет, дело совсем в другом, наше общество мне по-прежнему напоминает осиротевших Гретель и Гензеля. Только голодные дети уже вкусили отравленных сладостей ведьмы.

А ведьма оказалась экономной старухой, уже особо и не старается. Да и не старалась – в постсоветском пространстве на полках магазинов так и не появились настоящие и качественные товары. На нас хлынул поток отвратительной продукции. С каждым годом она ухудшается. Недавно купил в магазине «супервкусное» сказочное печенье и прочел состав. В моем убогом понимании, перечень продуктов, из которых должно быть сделано это кондитерское изделие, не должен превышать двух-трех строчек текста. Оказывается, это не так. Чтобы понять длинный перечень веществ, входящих в состав продукта (семь строчек) необходимо обладать хорошими знаниями органической и неорганической химии. Зачем обычному печенью столь сложный состав? И насколько этот загадочный (канцерогенный) состав полезен для моего детского здоровья? Раньше люди голодали для того, чтобы дать детям всё необходимое. Сейчас перед тем как купить «необходимое» следует тщательно изучить – из чего сделан товар.

Можно поставить перед собой такую задачу: с сегодняшнего дня я буду покупать только здоровые и «чистые» от химии продукты. Берем деньги, идем в магазин и убеждаемся в том, что нашего бюджета не хватит для такого питания даже на несколько дней. «Настоящие» сыры, колбасы, сладости и пр. – продаются, они есть практически везде, но цены…

В любой ситуации есть выход – хорошо, предадимся пищевой аскезе. С сегодняшнего дня переходим на простые и доступные продукты, сделанные без помощи голландских, китайских и турецких технологий. Что же в итоге? Мы вновь приходим к питанию среднестатистического жителя Советского Союза – макароны, овощи, морская капуста. Что изменилось? Проживите так неделю, и, – вновь «Гензель и Гретель смотрят на пряничный домик ведьмы».

Если внимательно прочесть сказку, мы убедимся в том, что ведьма не сразу схватила детишек. Она воспользовалась доверчивостью наивных детей: позволила утолить голод леденцами и печеньем, после пригласила в дом, накормила сытым ужином и уложила спать в мягкую и красивую кровать. Дети решили – они находятся в раю.
Они обрели новый дом – вкусный, сладкий дом, где всё под рукой и всё доступно, а несправедливость и голод остались в прошлом. К сожалению, утром дом оказался для них тюрьмой, а сами дети стали лакомством для ведьмы.

Большинство сказок имеют счастливый конец. Сказки учат тому, что неизбежно правда восторжествует: Гретель проявит находчивость. Ведьма будет умерщвлена. Разжиревший Гензель покинет стены темницы. Дети станут богатыми и счастливыми.
Есть и понимание – затянувшаяся сказка рано или поздно становится реальностью. Вот так и у нас – мы всё ждем и ждем счастливого будущего. А ведьма помирать не собирается, её сладости многим поперек горла стоят, пряничный домик не заменил родительского дома (пусть даже воспоминания о нем грустны).

К любому существованию можно привыкнуть. Вскоре будет казаться – так было всегда. И ведьма всегда была, и труд на благо пряничного дома, и понимание – скоро полезешь в печку.

Несправедливость перестает удивлять. Жестокость становится обыденной. Равнодушие – в порядке вещей. Пороки – неотъемлемой частью существования общества. Потому как ведьма пусть и поработила тебя, но она кормит. А ты больше не хочешь быть голодным.

Уже привык – протянешь руку, отломишь кусок пряничной стены, и ешь её, ешь, ешь до тошноты, до рвоты, – главное, ты сыт.
Первые лица твоего государства воруют – гребут богатства в неисчислимых количествах, причем столько, сколько ни им, ни их потомкам никогда не понадобится? Воруют неудержимо, остервенело. Это в порядке вещей.

Чиновников ловят, ругают, приговаривают к условным наказаниям, отстраняют от работы или переводят на другую работу (в то время как твой знакомый сидит не один год за мешок яблок) – что тут странного?

Идешь в магазин за продуктами? Не читай состав, иначе аппетит пропадет. С трех-четырех бутылок пива становишься кришнаитом, импортное спиртное – преимущественно отличается от импортного спиртного. Покупаешь лекарства только у знакомых аптекарей.

Твоя беременная жена может родить на колени сидящим в метро или в автобусе, но ей не уступят место.

Ты заболел, нуждаешься в поддержке государства, и оказывается, что ты никому не нужен и интересуешь врачей лишь с точки зрения твоих денежных накоплений? Так устроен мир. Ты всю жизнь работал на государство? Вот зарплата, вот пенсия. Не хватает? Ну, извини, – кто на что учился… В любом случае, тебе хватит на дешевые китайские сладости – жуй!..
Содомию и извращенные понятия возвели в ранг искусства? Твоих детей учат в школе уважать низменные наклонности и похотливые интересы группы людей, которые раньше стояли вне закона, а ныне занимают государственные посты? Иностранная шоу-индустрия прочно угнездилась в отечественных новостных лентах? Это уже не удивляет. Зато жирный Гензель вкусно кушает и сладко спит в гостеприимном, пусть и тошнотном домике ведьмы.

В то время как другие страны исследуют поверхность Марса, вкладывают огромные средства в разработку альтернативных источников энергии, совершают революции в науке и медицине, ты мечтаешь купить детям однокомнатную «хрущевку»? Надо больше работать.

В твоем обществе чиновники и олигархи распродают родную страну, а потом уезжают жить за границу? Бывает…

Если вспомнить – раз в день слабовидящая старуха щупала мальчика – не пора ли его съесть, достаточно ли он жирен? Гензель протягивал людоедке косточку, и раздосадованная старуха дарила ему еще один день жизни. Не напоминает ли это современный способ уклонения от налогов?

Ни Гензель, ни Гретель не были уверены в завтрашнем дне. Да, они ели вволю, у них была крыша над головой, но такое существование могло прекратиться в любую минуту, причем самым печальным образом. Интересно, сколько людей, живущих в нашем обществе, могут с уверенностью сказать: – Что бы ни случилось, я не пропаду, потому как я крепко стою на ногах. Думаю, таких людей единицы, потому как давно уже нас приучили рассчитывать только на себя, что не каждый умеет.

От окружающего мира элементарно тошнит. Одно и то же. Одни и те же. Сахарные лица на телеэкране, леденцовые публикации в интернете. Политик говорит, а ты слушаешь и понимаешь: – Врёт, отчаянно врёт! Потому как ничего он предложить тебе не может, как и не может ничему научить наше общество, изменить его к лучшему. Нет у него ни духовности, ни сил, ни понимания, ни желания. Есть только голод.

Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет. Мы уже двадцать лет куда-то идём. Вопрос куда? Вероятно, в то будущее, где мы все будем сытыми и богатыми. Что же это за будущее такое? Посмотреть бы хоть иллюстрацию. Кто-то может внятно объяснить нам модель нашего будущего? Какими мы будем еще через двадцать лет?

Что ж, нас накормили, спасибо и на том. А вот насчет богатства – сомневаюсь. Любой народ произрастает культурным и научным достоянием. В этом плане нас не просто обокрали, нас обчистили до нитки. Образование, которое у нас было доступным и лучшим в мире, вяло конвульсирует в ответ бесконечные реформы, спутники почему-то падают. В литературе, музыке, искусстве – новые имена практически не возникают. Зато в сети – каждый великий поэт или художник. Медицина, воспитание, семейные традиции – идентичные натуральным.

Основной способ освободиться от плена сладких тошнотворных стен – убедить ведьму самой залезть в пылающую печь.
– Я не умею, я не знаю, как забираться в печку, – говорит Гретель в сказке. Тогда ведьма становится на место девочки и залезает в то место, которое готовила доверчивым детям.
В этом основной принцип справедливости. Быть может нам покажут как можно прожить на среднюю или минимальную зарплату? Как можно рожать и воспитывать новое поколения при таких ценах на квартиры? Как отучить молодых алкоголиков, курильщиков и наркоманов от пагубных привычек при практически полном отсутствии бесплатных спортивных секций, культурных мероприятий? Как можно что-либо планировать, если ты знаешь – честная работа, честный бизнес не позволят тебе достичь материального благополучия?
Накопил – за границу. Выучился – за границу. Заболел – за границу. Отдыхать – за границу. Где семьи наших чиновников? За границей.
В этом суть пряничного домика. Твой новый дом – еще одно временное пристанище. Из одной беды ты попал в беду ещё более худшую. Сытый, не значит свободный. Ты – корм. Нет, конечно, ты можешь перепрыгнуть через себя и стать богаче, жирнее, умнее. Но все эти понятия не являются понятиями свободного демократического общества. Демократия – это народовластие. Общество, где количество народа сокращается с каждым годом, не может быть демократическим обществом. Это тотальный обман. Если человек не может заплатить за квартиру, дать детям образование, получить достойные медицинские услуги, наслаждаться плодами науки и культуры именно своего народа, значит, человек не свободен.

Пусть ты сыт, а вокруг тебя, хоть и тошнотные, но стены, и тебе обещают великий завтрашний день, помни, – возможно, это ещё не твой дом. Ты не можешь изменить его.

И ведьма пока жива.