Степан Сулакшин: единство нации?

Когда-то указ царя Петра Первого от 4 октября 1703 года провозгласил: «Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была».

Видно в те времена писанный текст был толковым и не позволял дурь зачитывающего его чиновника выявить. Но времена меняются.
На днях СМИ сообщили, что Председатель правительства России утвердил постановлением правительства от 20 августа 2013 г. № 718 Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)».

Тема и проблемы важнейшие для страны. Результативность подобной программы не может не волновать налогоплательщика и потому, что на нее выделено почти 7 млрлд рублей бюджетных средств. И потому, что по свидетельству правоохранительных органов каждое второе преступление в Москве, например, совершается приезжими, включая этнически узнаваемый контингент. И потому, что политические технологии, используемые в некоторых СМИ, культивируют понятия «русского фашизма», лиц кавказской национальности, и потому, что на глазах рождаются не просто этнические гетто, но этническая организованная преступность, сталкиваются не вполне приемлемые в иной культурной среде религиозные традиции и уклады, что порождает конфликты. Страной манипулируют, сталкивая ее народы, уничтожая объединительный и государствозначимый потенциал русского народа. Да, что говорить, даже в Конституции России русского народа нет, русской цивилизационной и идентичной характеристики нет. Больше того, наряду с русским государственным языком конституированы множество иных государственных языков. Очевидно, насколько актуальная и сложная эта проблематика.

Что можно было бы предположить в качестве результата выполнения этой программы?
Может быть, восстановления укрепляющей роли русской цивилизационной компоненты? Может быть, снижения числа меэжэтнических конфликтов? Может быть, упрочения единых культурных традиций, единой русской (в цивилизационном смысле, смысле russian) идентичности? Может быть? решения вопроса об этнической разобщенности, целостности бытия, преодоления этнической дискриминации и преступности, анклавов, гетто и этнизированных стройрынков?
Вообще результат любой государственной программы должен корреспондировать с проблемами, которые в ней поставлены. Они поставлены. Вот они.

Цитата. «Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:
— слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
— сложное социокультурное самочувствие русского народа,
неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;
— этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
— рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
— рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
— недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
— сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
— сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;
— усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.». Ну, правильные, хотя и не все, проблемы.

Какие же результаты относительно этих проблем обозначены как целевые в федеральной программе? Вот они.

Цитата. «Реализация Программы приведет к достижению следующих конечных результатов к концу 2020 года:
— доля граждан, положительно оценивающих состояние
межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации составит 65 процентов;
— уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85 процентов;
— субъекты Российской Федерации будут осуществлять реализацию
региональных целевых программ, направленных на укрепление
гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений;
— численность участников мероприятий, направленных на
этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом), составит 305 тыс. человек.»

Это все! Откуда взялись столь точные цифры? Как эти целевые тезисы связаны с поставленными проблемами? Или результаты траты государством 7 млрд рублей не должны быть решениями поставленных проблем? И могут быть просто нелепой цифровой отсебятиной? Заметьте, что отчитаться по достижению этих странных показателей проще репы. Нанять соответствующих социологов, сложить невесть откуда высосанные цифры участников мероприятий (кто их пересчитывает) и оправдание тратам будут полными. Еще и наградят чиновники сами себя за перевыполнение, если напишут не 305 тысяч участников, а например 405 тысяч.
После таких принципиальных «странностей» даже не нужен никакой дополнительный рецензирующий анализ. Все ясно.

Но об одной вещи не сказать нельзя. Это указание в тексте программы ее цели и задач. Вообще, читая лекции студентам, мы им объясняем, что задача – есть постановка вопросов о преодолении проблем, торпедирующих поставленную цель. Если разрешишь эти вопросы, то преодолеешь проблемы и достигнешь цели. Такова обязательная управленческая атрибутика. Посмотрим, что в программе.

Цитата. «Цель Программы — укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)».
Правильная, актуальная цель. Только что такое «единство многонационального народа» не объяснено. В чем различие «многонационального народа РФ» и «российской нации» не указано. Но термины-категории приводятся, значит их разделяет какая-то смысловая разница. Вообще-то специалистам известна существенная разница и природа этнических и гражданских качеств человеческой общности на территории государства. И без понимания ее (хотя бы номинации в управленческом документе) как достигать единства не может быть ведомо.

Еще цитата. «Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
— содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
— содействие этнокультурному многообразию народов России.».

Вчитайтесь. Что такое «гражданское единство?». Было вроде бы строчкой выше «единство многонационального народа». Это одно и то же? Очевидно, что нет. Тем более, что понятие и «гражданского единства» не раскрыто. То, что сформулировано в программе как задачи – задачами в управленческом смысле (да и в любом другом) не являются. То, что вместо задачи предлагается в виде «содействия» — есть средство, есть процесс, есть действие. Но никак не задача.
Таким образом, программа не поставила никаких задач. Решать поэтому формально нечего. На что они собираются тратить деньги? Осваивать их, добившись 305 тысяч участников?

И это далеко не профессорские придирки. Это свидетельство качества государственного управления в России, непонимания авторами и подписантами программы элементарных управленческих атрибутов. Они либо не собираются реально управлять, либо, в лучшем случае, не умеют это делать. Но то, что эксперты разработчики в аппарате являются людьми некомпетентными в плане государственного управления – очевидно. А премьеру, подписавшему программу, я бы зачет на третьем курсе по государственному управлению не поставил.

Но есть не только управленческая атрибутивная некачественность. Есть более серьезные вещи. Вчитайтесь во второй пункт, вторую задачу (не задачу, ну да бог с ним).
Цитата. «Содействие этнокультурному многообразию народов России.». Это, напомним, в совокупности с «укреплением единства».

Вообще — то в русском языке единство (если нет каких-нибудь гейских оговорок и лозунгов типа единство в многообразии) означает целостность, гомогенность, связанность, неделимость, скрепленность. А вот многообразие означает прямо противоположное. Мы здесь не выступаем против культурного многоцветья России. Это ее ценность. Но без культурного ядра и ЕДИНСТВА, которым может быть только русское цивилизационное ядро, многообразие противоречит идее единства. Про русское цивилизационное ядро в программе нет ничего.

Но вернемся к анализу. Что по существу означает «содействие этнокультурному многообразию народов России»? Суть в том, что авторы программы собираются содействовать многообразию. Многообразие в русском языке – это множественность. Множественность чего? Авторы программы сами и отвечают: народов России. Значит, в программе написано буквально следующее: они собираются увеличивать количество народов России. Как? Объявлять поморов народом? Казаков народом? Импортировать иностранные народы, которых еще нет в России? Искусственно порождать новые этнические и культурные общности и культивировать их до уровня идентичности как народа? Есть такие теории конструктивизма, наряду с примордиализмом.
И это при намерении укреплять единство народа России? Что за странность? Или это не недомыслие? А запланированная диверсия, вроде той, которую ВШЭ, РАНХИГС и ФМС планируют в виде десятков миллионов инокультурной и иноэтничной иммиграции в Россию в их программе «Стратегия-2020», за которую они государственные награды получили. М.б это вещи связанные и мы видим те же признаки подрывных антироссийских планов?

Не хочется в это верить. Скорее это просто неграмотность и безответственность.
Нет на них Петра Первого.
А программа восстановления русской (российской) цивилизационной и соответственно гражданской, единой для всех наших российских братских народов и этнических групп идентичности действительно нужна. Кто бы заказал, мы бы сделали.
Держитесь правды.