«Я никакой не прихвостень Путина»

Довольно критические статьи Адоманиса, который регулярно и довольно критично пишет об Эстонии, вызывают споры. Президент Тоомас Хендрик Ильвес пытался и его призвать к порядку. «Ээсти Пяевалехт» прямо спросил Адоманиса: что вы имеете против Эстонии. И получила несколько неожиданных ответов.

— Расскажите немного о себе. Кто вы. Чем занимаетесь еще, кроме сотрудничества в Forbes?
— Мне 28 лет, жил и рос в Филадельфии, штат Пенсильвания до тех пор, пока не поступил в университет. Сначала в Кембридж (штат Массачутес), затем в Оксфорд. По академической квалификации политолог, но интересуюсь больше экономикой. Журнал Forbes предоставляет свободу выбора тем. Все взгляды, которые я высказываю в статьях — это мои личные взгляды, а не журнала или редакции. Кроме подготовки статей работаю руководящим консультантом, консультирую агентства правительства США.

— Недавно вы написали несколько блог-статей об Эстонии. Почему вас интересует Эстония?
— Во время учебы в магистратуре написал итоговую работу о реформе здравоохранения в России и заинтересовался демографией. Не только применительно к России. Меня и в самом деле заинтересовало сравнение итогов пост-советских республик. Страны Балтии как сравнительный материал представляли особый интерес, поскольку эти государства смогли в своем экономическом и политическом развитии уйти значительно дальше, чем Россия. Однако, похоже, что демографические тенденции здесь застопорились. Чем больше данных я просматривал, тем больше применительно к странам Балтии бросалось в глаза противоречие с обычным нарративом «стань западным и все решится само собой».

— В большинстве статей на тему Эстонии, отношение к нам, грубо говоря, критическое. В числе прочего вы недавно оспорили цифры оборонных расходов, выразили сомнение в образе Эстонии как старательном start-up государстве и высказали мнение, что такой союзник как Эстония ничего не дает США. Вы что-то имеете против Эстонии?
— Я ничего не имею против Эстонии, просто Эстония стала символом в многочисленных политических спорах в США. Когда речь идет о сбережениях, экономической реформе или пользе для НАТО, Эстония находится в их центре (что очень странно для такого малого государства). Для такого человека как я, который пишет об этом уголке мира, зачастую для американцев скучного и незначительного, это как подарок. Непросто заставить американцев воодушевиться демографией или экономической реформой в бывшем Советском союзе, но, послушайте, часто ли дебатирует Пол Кругман в Твиттере с президентами некоторых государств? Я писал очень аналогичные статьи о Латвии, Чехии, Польше и, разумеется, о России. Но Эстония, похоже, в этих дебатах становится более частой темой, чем ожидалось бы. Но будьте спокойны, если, например, Болгария и Румыния стали бы носителями стандартов, я бы о них писал точно также.

— Своей статьей об оборонных расходах вы попали под огонь президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Он утверждал, что часть использованных фактов неверна. Каково было спорить с президентом и получить от него замечание?
— Я все еще не могу поверить, что это случилось. Сидел на работе за столом и вдруг получил сообщение от друга, который сказал: «Послушай Марк, мне кажется, что президент Эстонии только что накричал на тебя в Твиттере». Это показалось сценой из плохого кинофильма. Мне нравится думать, что я деловой автор, но чтобы мне ответил глава государства…

— В своем блоге в Forbes вы пишете в основном о России. Похоже, что к российским темам у вас гораздо более позитивное отношение, чем могло бы рассматриваться как нормальное. Многие эстонцы, которые читали и другие статьи, сделали вывод, что вы со своей темной агендой какой-то прихвостень Путина.
— Одна из причин, почему мне нравится писать о здоровье и демографии, это то, что в отличие от политики или даже экономики здесь цифры неопровержимы. На основании опросов общественного мнения или даже показателей валового внутреннего продукта или инвестиций можно изобрести определенные выводы. Но высказывание в The Wire (телевизионная серия в США) прекрасно иллюстрирует, почему я считаю статьи о демографии хорошей темой — именно здесь задаешься вопросом, как же прячут скелеты. Даже в Советском союзе при Сталине были проблемы с подтасовкой демографических данных. Сейчас можно посмотреть на государство Икс и с уверенностью заявить: «Там люди живут дольше». А потом посмотреть на государство Игрек и столь же уверенно заявить: «Там умирают раньше». Демографические данные вызывают большее доверие, чем другие данные.

Русские за последние годы превратили свой образ жизни в более здоровый, живут дольше и у них рождается больше детей. Эти успехи не оправдывают деяния правительства и по большей частью не связаны с политикой правительства России. Но притворяться, что эти изменения не произошли, ни в чьих интересах. Так что я в самом деле не знаю, что сказать людям, которые остаются уверенными называют меня прихвостнем Путина за то, что я указываю на ожидаемую среднюю продолжительность жизни и говорю, что она увеличивается. Что я должен делать? Врать?

Демография и здоровье еще не все. Я писал, насколько неверен запрет в России на гей-пропаганды. Писал также и на другие менее привлекательные темы, как коррупция в России. Есть путинисты, которые комментируют в моем блоге и они были бы очень удивлены, если бы узнали, что я вхожу в их общество. Но я пишу в основном о демографии, так как эту тему я знаю лучше всего и учился в магистратуре. Что же касается демографии России, то дело здесь в последние года значительно продвинулось в лучшую сторону.

— Если для вас что-либо есть положительное в Эстонии, то что это?
— Меня расстраивает, когда люди зачастую путают мысли с желаниями. Мои личные и политические взгляды до скуки либеральны. Я до сих пор значительно ближе к представлению эстонцев о правительстве и о его правильной роли, чем к представлению русских. Обновления в электронном правительстве Эстонии мне интересны, хотя я и сомневаюсь, что их когда-либо переймут в Соединенных Штатах.

— Чего мы можем ожидать в следующей статье об Эстонии?
— С тех пор, как я затрагивал тенденции в народонаселении, прошло определенное время, поэтому, очевидно, на будущей неделе напишу о том, что произошло в 2013 году. Что же касается естественного роста населения, nо Эстония выглядит в цифрах лучше, чем Латвия или Литва.

Перевод с английского Аксель Лыбу (Aksel Lõbu).

Выборки из блога Адониса

Международные бизнес-газеты любят Эстонию, поскольку эта страна является лабораторией консервативной экономической политики. Государство не терпит дефицита, любит технологии и ненавидит бюрократию.

Статьи, касающиеся start-up Эстонии, эстонцев больше не затрагивают. Несмотря на Skype, экономика Эстонии не озабочена созданием рабочих мест. То, что в начале 2013 года промышленность Эстонии сократилась, проистекает из уменьшения численности населения. Несмотря на возможность зарегистрировать бизнес-предприятие по интернету и рассказы о start-up, все больше эстонцев решает, что за границей лучше. Эстония стоит на пороге серьезного кризиса народонаселения. 13 июля 2013.