Россия: как с ячейками, так и с обществом

В каком обществе мы сегодня живём? – Вопрос, на который крайне сложно дать однозначный ответ. Да и нужно ли вообще задаваться такими абстрактными вопросами? — выскажется определённый процент нашего населения, — мол, не надоело вешать ярлыки?! Да, безусловно, надоело – с ярлыками намучались, для многих ярлыки вообще прошлись по судьбе этаким асфальтоукладчиком. Но сейчас речь ведётся вовсе не о ярлыках, а о том статусе, которым мы сами себя определяем или, по крайней мере, стараемся определить.

После развала СССР (слово «распад» считаю в этом случае не подходящим) ушло в небытие так называемое социалистическое общество. Общество ушло, а люди остались, получив в качестве подарка повсеместно распространяемую мысль о том, что жизнь наконец-то перетекла в русло свободы и демократии. Можно было «свободно» полгода ожидать выплаты заработной платы, после чего «демократично» записывать свой трёхзначный номер в очереди за ливерной колбасой или ботинками, которые были подозрительно похожи на те, которые раньше стояли на полках бюро похоронных услуг. Стало быть, на смену социалистическому обществу пришло общество демократическое? Власть народа – всепобеждающая?..

Одни действительно поверили, что отныне демократические ценности, которые были подарены новой России в красочной обёртке с «микки-маусами», стали основой их жизни. Другие несколько напряглись, понимая, что у декларируемой по всем телеканалам свободы постоянно проявляется какой-то тошнотворный запах.

Люди, которые с головой в эту свободу и демократию окунулись, к запаху, что называется, принюхались и постепенно стали, сообразно новому жизненному девизу, брать от жизни всё. При этом под словом «всё» отнюдь не подразумевалось «всё лучшее». Брали, действительно всё – всё то, чем наелись наши демократические дарители: от шуток ниже пупка до лапши из производственных отходов и до консервов с изображением голов афроамериканцев.

«Демократическое» общество решило, что и семья как декларируемая много лет ячейка любого общества – это гнусное ретроградство. Политики говорили о возрождении России, но при этом слова о возрождении разбивались о привнесённую извне моду надругательства над семейными ценностями. Удар по семье и тем исконным традициям, которые с ней в нашей стране веками были связаны оказался, пожалуй, помощнее того удара, который ожидал русскую семью сразу же после октябрьской революции 1917 года. Тогда власть объявила, что семья – это противоречие духу революции, а брак – это вообще антиреволюционная «ересь». Правда, надо отдать должное той власти – она вовремя спохватилась. Семью снова облачили в статус главной общественной ячейки и моральные ценности семейного уровня стали блюсти достаточно явно и активно.

Развал СССР привёл многих россиян к пониманию того, что если распадаются мощные империи, то и за семью в таких условиях как-то глупо держаться. Заокеанский стиль жизни, который пришёл к нам вместе с условными «Санта-Барбарами», говорил, что семья – это, по большому счёту, не главное. Никакая она не общественная ячейка, ибо может быстро трансформироваться в зависимости от пожелания супругов, в том числе, и бывших супругов. Один брак в течение жизни стал практически нонсенсом и синонимом чуть ли не средневековья, а вот два брака, три, пять – это нормально, это модно, это демократично… Стихия демократического общества.

Сегодня принято говорить, что к демографической яме страну привёл существенный спад экономики в 90-х годах. Безусловно, рухнувшая экономика сыграла свою негативную роль. Но на первый план среди всех причин возникшего демографического провала всё-таки нужно выводить не экономику, а именно моральную составляющую нового общества. Дети (обращаясь к истории) в нашей стране рождались далеко не только в те семьях, в которых уровень благосостояния был высок и далеко не только тогда, когда страна жила в мире и спокойствии, а значит, списывать снижение рождаемости исключительно на экономику – неправильно. Просто брак как вариант отношений между мужчиной и женщиной стал чем-то второстепенным, а значит, и дети, рождённые в браке, многими стали восприниматься вторично. Сначала – бери от жизни всё!.. — А дети? – А можно и без детей — зачем, мол, лишняя обуза для получения благ и увеличения потребления…

Нельзя говорить, что в Советском Союзе не рождались внебрачные дети или полностью отсутствовало такое явление как разводы. Было и то, и другое. Однако именно после того, как нашу страну раскроили на куски, объявив о победе «демократического» общества, число число разводов стало расти более чем ощутимо.

Чтобы лучше понять насколько этот общественный кризис овладел умами наших соотечественников, достаточно привести некоторые статистические примеры, касающиеся количества заключения браков и количества разводов, а также числа детей, рождённых вне брака в нашей стране (СССР и Россия) за разные годы.

Год 1960 (СССР). Количество браков – 1,52 миллиона. Количество разводов – 192 тысячи. Процент разводов от числа заключённых браков – 12%. Число детей, рождённых вне брака – 12,2% от общего числа родившихся в СССР за 1960-й год.

Год 1980 (СССР). Количество браков – 1,51 миллиона. Количество разводов – 568 тысяч. Процент разводов от числа заключённых браков – 37%. Число детей, рождённых вне брака – 11,1% от общего числа родившихся в СССР за 1980-й год.

Год 1998. (Российская Федерация). Количество заключённых браков в России составило примерно 849 тысяч. Это самый низкий показатель за всю историю новой России (с 1991 года). Количество разводов за этот же год – 521 тысяча. Процент разводов от числа заключённых браков – 61%. Число детей, рождённых вне брака – 28,1% от общего числа родившихся в России за 1998-й год.

Год 2003. (Российская Федерация). Количество заключённых браков составило 1,07 млн. Количество разводов за этот же год – 870 тысяч. Процент разводов от числа заключённых браков – 81% (абсолютный рекорд за всю историю учёта). Число детей, рождённых вне брака – 29,3% от общего числа родившихся в России за 2003-й год.

Год 2012. (Российская Федерация). Количество заключённых браков составило 1,21 млн. Количество разводов за этот же год – 642 тысячи. Процент разводов от числа заключённых браков – 53%. Число детей, рождённых вне брака – 24% от общего числа родившихся в России за 2012-й год.

Максимальное число разводов (в процентном соотношении) за последние годы фиксируется в Центральном федеральном округе. Минимальное – в Северокавказском федеральном округе. В СКФО свыше 90% детей рождаются в браке, в то время как лидирует по числу детей, рождённых вне брака тот же Центральный федеральный округ.

Если говорить о ситуации по соотношению браков и разводов по регионам, то наилучшие показатели в этом плане у Ингушетии. Здесь всего 9 разводов на 10 тыс. населения. Своеобразный рекорд в 2012 году по числу разводов установил Камчатский край. Здесь зафиксировано 69 разводов на 10000 населения.

Результаты социологических опросов в России говорят о том, что разводы происходят по следующим наиболее частым причинам:
алкоголизм и наркомания (высказались 40% респондентов),
супружеская измена (около 30% респондентов).

Как видно, на первых местах именно негативные социальные проявления, которые в очередной раз подчёркивают то, что наше общество сегодня, при всём уважении к отдельным его представителям, сложно назвать здоровым. По большому счёту, мы и общество как таковое успели растерять, превратив себя в обособленных индивидуумов с большим набором личных и почти нулевым набором общественных интересов. Ничего удивительного – когда семейные ценности превращаются в прах, то и общественные ценности выглядят не более чем фарсом. Интересно, когда же часто употребляемые в последнее время слова о духовных скрепах и возрождении семейных традиций начнут приносить первые позитивные плоды? Или слова словами так и останутся, а наше общество окончательно закостенеет на уровне сборища потребителей привнесённой псевдодемократии с её сомнительными идеалами?.. Автор Володин Алексей