Луганская милиция подчинится сильнейшему

Уже неделю как у «Луганской народной республики» появилась своя официальная милиция. Возглавил ее бывший начальник УВД Житомирской области и экс-начальник Криворожского ГУВД генерал-майор в отставке Юрий Ивакин. Став у руля МВД «ЛНР», он довольно быстро наладил неформальные связи с официальными правоохранителями. А когда областное управление милиции бежало в Старобельск, Ивакин остался практически единственным милицейским начальником в Луганске и создал группу быстрого реагирования для борьбы с расплодившейся преступностью.

Это было очень вовремя: грабить в Луганске стали даже не дожидаясь темноты. Преступники среди бела дня заходили в рейсовые автобусы с оружием и обирали людей. Умерил пыл бандитов и сформированный лидером «ЛНР» Валерием Болотовым батальон спецреагирования, который получил право расстреливать преступников на месте. Если украинская милиция, поймав вора, могла его отпустить за недоказанностью преступления, то милиция «ЛНР» действует по другой схеме. Особо опасные преступники попадают в подвалы госадминистрации и СБУ, менее опасные — метут улицы, строят баррикады и роют окопы.

В это же время сотрудники официальной милиции области массово уходят в отпуска и на больничные, надеясь переждать смутное время. Если большая часть милицейской верхушки придерживается линии Киева, то низы терзают сомнения.

«Когда мои товарищи хотели уехать, кто в Крым, кто в Россию, их сразу предупредили, что уволиться нам спокойно не дадут. Припугнули уголовными делами, а когда ребята спросили, за что им уголовка грозит, то получили ответ: найдется за что. Один психанул, кинул рапорт, и дело, правда, завели», — рассказывает капитан милиции из Луганска Сергей.

«Вроде формально мы республика, а на деле налоги уходят Киеву, документация, приказы, надбавки, наказания, звания, поощрения и так далее — это все Киев. Мы, как в проруби: и не тонем, но и не на берегу, кому подчиняемся, непонятно», — рассказывает старший лейтенант из Краматорска Евгений.

Старший лейтенант отмечает, что «в условиях постоянного прессинга Киева и войны в регионе милиция деморализована». Правоохранители Донбасса говорят, что вне зависимости от исхода войны возобновить нормальную работу милиции и поднять ее дух будет сложно. «После того как Янукович бросил нас на майдане, где нас сначала убивали, а потом объявили убийцами, мы никому не доверяем. Мы боимся, что нас подставят», — рассказывает сержант милиции из Луганска.

«Киев может аннулировать нам соцвыплаты. Аваков (и.о. министра МВД — «Росбалт») обещал зарплату в этом месяце не платить. А семью чем кормить? Идти в ополчение? Мне тут уже предлагали вступить в «Восток», — говорит старший лейтенант Евгений.

Милиционеры определяться не спешат. «Естественное, мы помогаем нашим, делимся информацией, но тайно. Зарплату платит нам все же Киев», — рассказывает капитан милиции из Луганска Сергей. Однако в июле ситуация изменилась. «Нас предупредили, чтобы мы брали отпуск, но на работу ходили. Сказали, что зарплату теперь будет платить ЛНР», — добавил капитан милиции из Луганска Сергей.

Однако большинство хотят увольняться и искать другую работу. «На Киев работать я больше не хочу, но и бесплатно пахать на ополчение не могу. Где жить семье, если за съемную квартиру платить нечем? Жена требует, чтоб увольнялся и шел в супермаркет охранником», — рассказал капитан милиции из Луганска.

«Если ополченцы падут, мы сядем минимум лет на 15. Я не готов так рискнуть», — рассказал старший лейтенант из Луганска Дмитрий. «Мы присягали Киеву и не готовы служить самопровозглашенным царям», — говорит его сослуживец Илья.

«ЛНР» пытается завоевать доверие милиции месячными пайками: выдают консервы, сахар, сигареты, воду, чай, кофе и многое другое. «Я за все семь лет службы Украине такого не видел. Мне Украина выдала только один комплект формы — и то фуражка маленькая, штаны огромные, туфли через месяц рассыпались. Зато мы постоянно носили на работу свои канцтовары», — рассказывает капитан.

По его словам, «ЛНР» повысила в званиях практически всех, кто перешел на ее сторону, им дали новые удостоверения и табельное оружие. Ополченцы обещают наградить всех по заслугам, повысить в звании и увеличить зарплаты.

По словам самих милиционеров, около 30% луганских правоохранителей втайне от Киева подчинились «ЛНР», остальные 70% пока выжидают. Верхушка «ЛНР» называет такую расстановку победой и заявляет, что милиция с народом. Однако рядовые ополченцы не настолько воодушевлены. «Ментам верить — последнее дело. Они — крысы, побегут за деньгами, предадут нас, если будет случай. А молодые менты, которые перешли в ЛНР, самые голодные и жадные к деньгам», — рассказывает один из ополченцев с линии фронта.

Пока идет притирка, милиционеры и ополченцы учатся доверять друг другу.