Новая миграционная политика России и Украины

Совершенно новое значение для России приобрели миграционные связи с Украиной.

17 июня 2014 г. председатель правительства России Д. Медведев подписал постановление «Об изменении перечня документов для въезда в Россию и выезда из России граждан Республики Таджикистан». Если ранее для пересечения российской границы таджикистанцам было достаточно иметь внутренний гражданский паспорт, то с 1 января 2015 г. въехать в Россию они смогут только по служебным, дипломатическим паспортам, паспорту моряка и свидетельству на возвращение в Республику Таджикистан.

Со следующего года по заграничным паспортам в Россию будут въезжать и граждане других стран СНГ, не являющихся участниками соглашений по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Льготный миграционный режим будет сохранен только с Казахстаном и Белоруссией, граждане которых теперь имеют равные права на трудоустройство с жителями РФ. Среди республик бывшего СССР правом безвизового въезда в Россию на сегодняшний день не пользуются граждане прибалтийских государств, вошедших в состав Евросоюза, а также Туркменистана и Грузии, с которыми у нас существует визовый режим. Въезжать в РФ по загранпаспортам должны будут жители семи стран СНГ — Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Украины и Молдавии. А ведь именно они генерируют абсолютное большинство приезжающих в Россию трудовых мигрантов и, в свою очередь, критически зависят от их денежных переводов.

Введение новой миграционной политики в России назревало давно. Льготный миграционный режим со странами ближнего зарубежья привел к практически бесконтрольному въезду в Россию миллионов мигрантов из республик Центральной Азии и Южного Кавказа, не способных прокормить собственное население и обеспечит его работой. Так, по данным ФМС на 3 марта 2014 г. в России находились около 4,5 млн. жителей Центральной Азии. Первое место по числу мигрантов занимал Узбекистан (2,34 млн.), за которым следовали Таджикистан (1,03 млн.), Казахстан (566 тыс.), Киргизия (526 тыс.) и Туркмения (25 тыс.), число граждан которой на территории РФ в связи с действием между двумя странами визового режима минимально. Причем миграционный потенциал региона далеко не исчерпан, так как темпы естественного прироста его населения остаются высокими.

Население пяти стран Центральной Азии, обеспечивающих большую часть миграционного притока в РФ, превысило 65 млн. чел. Большинство его составляют молодежь и люди среднего возраста, которые в связи с отсутствием работы и низкими заработками на родине массово едут в Россию.

Наплыв мигрантов в регионы с преобладающим русским населением, где жители Средней Азии и Кавказа еще четверть века тому назад были в диковинку, привел к заметному обострению этнической ситуации и росту межнациональной напряженности. Ментальные, поведенческие, расово-этнические и конфессиональные различия между коренным и приезжим населением провоцировали межнациональные конфликты, которые становились все более частыми и постепенно превращались в системную проблему. Последней каплей, показавшей, что рост межнациональной напряженности может привести к дестабилизации ситуации, стали беспорядки в столичном Бюрюлеве, которые произошли в октябре 2013 г. после убийства местного жителя Егора Щербакова азербайджанцем Орханом Зейналовым. Массовые антииммигрантские выступления, в которых участвовали несколько сот человек, стали самыми крупными беспорядками за последние годы. Осознав, что следующие выступления могут быть еще более крупномасштабными, российские власти решили скорректировать иммиграционную политику, существенно ограничив число трудовых мигрантов из азиатских стран СНГ.

Введение визового режима при этом считалось слишком радикальной мерой. Большая часть иммигрантов из Центральной Азии вообще не смогла бы попасть в Россию, что грозило странам региона экономическим и социальным коллапсом. По некоторым оценкам, денежные переводы гастарбайтеров составляют до половины ВВП Таджикистана, Киргизии и около 20% — Узбекистана. Причем если Ташкент имеет шансы справится с социальными проблемами, то у Бишкека и Душанбе никаких резервов нет, и падение существующих политических режимов стало бы лишь делом времени. Поэтому количество трудовых мигрантов было решено снизить невизовыми мерами: запретить им въезд в РФ по внутренним гражданским паспортам и разрешить его только по международным удостоверениям личности, а также ограничить время, в течение которого жители стран СНГ могут находиться в России, 90 сутками в течение 180 дней. За такой вариант миграционного контроля в последние годы активно выступали спецслужбы, утверждавшие, что беспрепятственный въезд по внутренним паспортам создает угрозу проникновения в Россию сторонников радикального ислама и наркоторговцев, которые в течение года могли совершать неограниченное число поездок «туда» и «обратно».

Кроме того, были внесены изменения в законодательство, позволившие Федеральной миграционной службе (ФМС) запрещать иностранцам въезд в РФ на три года в случае, если они превысили установленный срок безвизового пребывания на территории России, совершили два и более правонарушений, сообщили о себе ложную информацию или не оплатили штраф. Территориальные органы ФМС резко увеличили количество проверок вероятных мест нелегального использования труда мигрантов. Результатом этого стал быстрый рост числа лиц, въезд которым в Россию запрещен, и сокращение числа иммигрантов. Так, 12 марта глава ФМС К. Ромодановский сообщил, что количество мигрантов из Узбекистана с начала года сократилось на 33,2%, Киргизии — на 28,7%, Азербайджана — на 27,6%, а Таджикистана — на 23,4%.

В интервью «Комсомольской правде» от 3 июля К. Ромодановский отметил, что за пять с половиной месяцев миграция из Узбекистана сократилась на 30%, а из Таджикистана — на 20%.

По данным ФМС, на конец апреля въезд в Россию был закрыт для 800 тысяч иностранцев, четверть которых зарегистрирована в Подмосковье. Многие из них могли еще находиться в РФ, но права на въезд уже не имели.

Оценки эффективности этих нововведений различны. «Коммерсант», например, полагает, что новые правила не избавят российский рынок труда от нелегалов, почти не помешают легальной миграции и облегчат жизнь лишь таможенникам. По его данным, граждане большинства стран СНГ, имеющих с Россией безвизовый режим, давно ездят по ID-картам или заграничным паспортам, и новый порядок въезда затронет лишь Таджикистан и Украину. При этом в Таджикистане 95% населения уже имеет заграничные паспорта, так как пересечь без них границу с Узбекистаном невозможно. Вместе с тем, зампредседателя профсоюза трудящихся-мигрантов Абдулмаджид Сурхаков считает, что въехать в РФ со следующего года не смогут около 30-40% таджиков. Профсоюз в связи с этим обратился к послу Таджикистана в России с просьбой ускорить выдачу заграничных паспортов. С доводами А. Сурхакова согласны и в ФМС, где считают, что запрет въезда по внутренним паспортам позволит лучше контролировать пересечение границы и сократить количество нелегальных мигрантов, превысивших срок пребывания в России.

Въезд по заграничным паспортам — отнюдь не единственное новшество миграционной политики. 21 апреля президент РФ В. Путин подписал закон, обязывающий иностранных граждан, получающих разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу либо патент на работу у частных лиц, документально подтверждать знание русского языка, истории и основ законодательства России. Владение русским языком можно подтвердить с помощью сертификата об окончании курсов, выданного образовательными учреждениями, документа об образовании (не ниже основного общего), полученного на территории бывших союзных республик до 1 сентября 1991 г., а также прохождении государственной итоговой аттестации в России после этой даты. Закон вступает в силу с 1 января 2015 г., одновременно с изменением порядка въезда из стран СНГ. Причем мигранты, уже получившие разрешение на работу или вид на жительство, должны будут подтверждать знание русского языка при их продлении.

4 июля Госдума приняла закон, запрещающий мигрантам указывать ложные цели прибытия в Россию. Ранее законодательство не запрещало въехать в РФ с одной целью и заниматься при этом другой деятельностью.

За несоответствие заявленной и фактической деятельности была установлена административная ответственность — штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей с возможностью депортации. Но поскольку базовый запрет в законе отсутствовал, применяться это наказание не могло. Теперь же гражданам стран, с которыми у России установлен безвизовый режим, разрешение на трудовую деятельность может быть выдано, только если они указали работу в качестве цели своего приезда.

В последнее время политики и эксперты все чаще обсуждают возможность введения трудовых виз для тех стран ближнего зарубежья, которые не участвуют в евразийской интеграции. Так, в октябре 2013 г. визовый режим с государствами СНГ предложил ввести уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. По его словам, государству следует ужесточить визовый контроль в тех сферах деятельности, где работают иммигранты, поскольку в России «мало рабочей силы, но должен быть приоритет в трудоустройстве коренных жителей». Введение визового режима поддержал и глава департамента труда и занятости правительства Москвы Александр Кириллин. В апреле этого года стало известно, что думская фракция КПРФ намерена повторно внести законопроект о введении визового режима со всеми странами СНГ, не входящими в Таможенный союз. А депутаты Законодательного собрания Ленинградской области предложили обязать работодателей обеспечивать мигрантов жильем и медстраховкой.

Несмотря на то, что Россия по-прежнему не хочет портить отношения со странами СНГ из-за введения виз, в 2014 г., как отмечает «Независимая газета», появились признаки осознания неизбежности этого шага. Так, в январе вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий межнациональные отношения, в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что с некоторыми государствами, генерирующими основные миграционные потоки, может быть введен визовый режим. «Я думаю, что визы неизбежно нужны, поскольку опять же уровень социально-экономического развития государств, как и во всем мире, различный, — отметил он, — Если мы не будем регулировать эти миграционные потоки через визовый режим, то мы не сможем защитить нашу страну от тех же межнациональных конфликтов». Скорее всего, озвучить эту популярную в обществе инициативу будет доверено партии власти, которая тем самым может получить максимальные политические дивиденды.

Совершенно новое значение для России приобрели миграционные связи с Украиной, которая имеет все шансы и выйти по числу мигрантов на первое место. На начало июля в РФ уже находилось около 1,9 млн. граждан Украины. Не все из них являются трудовыми мигрантами. 100 тыс. чел. получили статус беженца и размещены во временных лагерях и базах. 500 тыс. чел. не обращались за статусом беженца, но въехали в Россию без обратного билета, рассчитывая пожить у родственников и знакомых. Среди переселенцев из «горячих точек» типа Славянска большинство составляют женщины с детьми и пенсионеры, мужчин крайне мало. Более того, массированные удары авиации и артиллерии украинской армии по жилым кварталам и населенным пунктам, а также целенаправленное разрушение объектов инфраструктуры создают все условия для того, чтобы количество переселенцев из восточных областей Украины в РФ многократно возросло.

По оценке Д. Козака, ожидаемое число беженцев, которые прибудут в Россию в ближайшие дни, составляет около 1 млн. чел.

К росту иммиграции с Украины неизбежно приведет разрыв кооперационных связей предприятий ВПК с Россией, а также падение уровня жизни, которое станет результатом «колониального» соглашения об ассоциации с ЕС.

По мнению Комитета гражданских инициатив России, в этом году стоит ожидать дополнительно 1,5 — 2 млн. украинских мигрантов помимо тех 5-6 млн. чел., которые регулярно приезжали к нам в прошлые годы. Причем оценки эти были сделаны еще до очередного витка вооруженного противостояния, которым ознаменовалось завершение в конце июня временного перемирия между украинскими силовиками и ополченцами.

Украинский кризис уже заставил внести изменения в миграционное законодательство. Так, ФМС обсуждает вопрос о предоставлении беженцам с Украины убежища по упрощенной процедуре и продлении срока их пребывания в РФ. Большинство украинских мигрантов рассчитывает в будущем вернуться на родину, однако многим возвращаться просто некуда, и в недалеком будущем они пополнят число граждан России.