Мечети в Москве: быть или не быть

Будет ли реализован проект по строительству мечетей в столице?

Совет муфтиев объявил о том, что в ближайшее время будет начато строительство 10 мечетей в Москве. Прошедший на минувшей неделе праздник разговения стал самой точной и яркой иллюстрацией острого дефицита исламских храмов в столице. Естественно, как того и следовало ожидать, сама заявка подобной инициативы вызвала волну возмущений среди радикально настроенных националистов. Между тем, только по официальным данным, мусульман в Москве больше двух миллионов, по неофициальным – почти три миллиона, в их распоряжении во всей Москве 4 мечети. На главную службу в этом году собрались рекордные 200 тысяч человек. Необходимость строительства мечетей обоснована и декларирована давно, но будет ли реализован проект – главный вопрос, который задают себе московские мусульмане.

«Нельзя отказывать людям в строительстве храма»

Идея о том, чтобы в каждом округе Москвы было построено по одной мечети, не новая, об этом говорил еще Лужков. Буквально в прошлом году уже озвучивались планы по строительству 6 новых мечетей. Со ссылкой на главного Муфтия России Равиля Гайнутдинова сообщалось, что власти столицы уже отвели под них землю в Люблино, на Шоссе Энтузиастов и в Южном Бутово. Однако после многочисленных протестных акций и нескольких писем-петиций, подписанных тысячами граждан Москвы, строительство было заморожено.

История не новая и даже в некоторой степени привычная. Не далее как пару лет назад вроде бы сам мэр Собянин благословил возведение храма, рассчитанного на повышенное количество прихожан в Митино. И там снова вмешались местные жители, вышли тысячной демонстрацией. Что характерно, власти, несмотря на привычные для чиновничьего аппарата глуховатость, некоторую заторможенность и долгие размышления в принятии и исполнении решений, внезапно не только прислушались, но и отозвали разрешение на строительство.

Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов 15 июля в Общественной палате на слушании «Строительство новых храмов в Москве: вызовы, мифы, проблемы» так охарактеризовал ситуацию: «Мы на протяжении уже более чем пятнадцати лет просим выделить места для возведения мусульманских храмов. В Москве сейчас четыре мечети. При этом следует помнить, что в Москве мусульмане строят мечети безо всякого финансирования со стороны государства».

«Геть отсюда!»

Конфликтолог Ольга Зубовец много лет исследует проблему национальной нетерпимости. За несколько лет своих исследований она пришла к нестандартному для общей риторики выводу: в большинстве конфликтов источник нетерпимости обычно жертва: «Не совсем верна идея про то, что жертва всегда найдет своего убийцу. Здесь скорее подмена понятий, когда сторона, спровоцировавшая конфликт, в итоге под накалом ответной реакции становится жертвой».

Чтобы понять нынешнюю обстановку со строительством мечетей и прочими острыми конкретно для Москвы ситуациями, пожалуй, следует напомнить, с чего все началось, считает Зубовец. «Не помните ли волну 2000-2003 годов, когда, кстати, весьма толерантный в отношении мусульманских общин Юрий Лужков даже заложил проекты мечетей. Именно тогда, еще до того, как сотни тысяч молящихся заполоняли переулки вокруг мечетей, появился «шедевр» Чудиновой – «Мечеть Парижской Богоматери». По сей день уверена в том, что это был политический заказ, но это мое личное мнение. Сильно раскрученная провокативная повесть отчего-то стала поводом для тысяч тематических выставок, снимались документальные фильмы. Именно так и формируется настроение», – уверена эксперт.

В результате работы с тысячами различных респондентов разных полов, национальностей, политических взглядов, эксперт пришла к выводу, что за последние 10 лет на формировании национальной идеи латентно был сформирован националистический шовинизм. «Когда серьезный политик или активист, в любом случае «человек из телека», а значит авторитет для массы-аудитории, говорит, что, мол, мечетей предостаточно в Средней Азии, Самарканде, Хиве, и пусть все эти люди, в свое время покинувшие свои родные места, вернутся туда – это воспринимается как аксиома. Тех мечетей, что построены в России много лет назад, уже явно недостаточно как минимум для наших сограждан-мусульман. Но основная мысль уже озвучена и подхвачена», – конкретизирует Зубовец.

Расчет по количеству прихожан

На слушаниях в Общественной палате, упомянутых выше, Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин говорил о необходимости учитывать мнение жителей тех районов, где предполагается возвести модульные храмы. По его мнению, важно вести диалог между теми, кто поддерживает строительство храмов, и участниками «протестного выступления».

В такой ситуации приводится анализ ситуативных настроений в конкретном районе. Более бдительные товарищи утверждают, что, дескать, именно в преддверии обсуждения вопроса о строительстве храма происходит то или иное «побоище» с национальным окрасом. Особо ретивые утверждают, что и перед «Манежкой», и перед «Бирюлево», и ранее в кулуарах готовилось подписание разрешения на строительство и выделение земельного участка в ведение Духовного управления мусульман России.

Безусловно, земля в Москве оценивается очень дорого, и желающих получить лакомый надел немало, но конспирология – спорная наука. Поэтому постараемся просто оперировать фактами, цифрами и элементарной статистикой. Конечно, приводить в пример Чечню, в которой на миллион человек приходится больше 800 мечетей, несколько необъективно, потому обратимся за мировым опытом, на Запад и Европу.

Итак, в одном только Париже функционирует 75 мечетей, каждая из которых вместимостью больше 2 тысяч человек. Если о Франции уже давно говорят, как о самой исламизирующейся стране, находящейся буквально под гнетом иммигрантов-алжирцев, то можно обратить внимание на Нью-Йорк. Там функционирует ни много ни мало – 100 мечетей. По официальным данным, только 400 тысяч человек в этом городе считают себя мусульманами. В Лондоне, в котором проживают порядка 800 тысяч мусульман, полторы сотни храмов и молельных домов, но там мечети отличаются большой вместительностью. Интересующиеся вопросом знают о легендарной мечети Baitul Futuh, которая может разместить в своих стенах до 15 тысяч молящихся одновременно.

Остается только напомнить, что, согласно Закону от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст4. п.3), наше государство «регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов».