В Донецке плохо, в Луганске еще хуже

Украинские силовики уже заняли северные районы Донецка и ведут наступление на южные районы Луганска. Снаряды то и дело попадают в жилые дома. Правда, в штабе АТО говорят, что обстрелы жилых кварталов ведут ополченцы — якобы для того, чтобы посеять панику в рядах местных жителей и списать эти зверства на армию и нацгвардию. Местные жители уже не знают, кому верить.

«Стреляют по нам украинцы. Ополченцы ставят блокпосты в жилых районах, отстреливаются из зданий больниц и школ. Нацгвардия обстреливает их позиции из артиллерии, но стреляют из рук вон плохо, снаряды, бывает, падают в метрах 200-300 от позиций ЛНР», — рассказывает «Росбалту» 42-летний житель Луганска Владимир. Сам он признается, что «ненавидит и тех, и других». «Ополченцам плевать на мирных жителей. Они еще возмущаются, что луганчане не берут в руки автоматы. Плевать на нас и украинской армии, которая все сложные операции без артподготовки не проводит», — жалуется он.

А вот 36-летняя луганчанка Наталья утверждает, что лично видела, как ополченцы стреляют из «Ноны» в сторону центра города, где украинских военных нет. «Звери и те, и другие. Но украинских солдат хоть понять можно. А эти дают только идеальную картинку для российских журналистов», — негодует она.

Местное население в панике, но покинуть свои квартиры и уехать, чтобы не стать заложниками, как говорят многие, «чужой» войны, сейчас крайне тяжело. Украинский интернет пестрит историями о том, как солдаты ДНР и ЛНР якобы не пропускают беженцев через свои блокпосты, вынуждая оставаться в городе. Разумеется, при этом речь идет об «украинских» путях эвакуации.

Командование АТО объявляет о создании новых гуманитарных коридоров для беженцев. Теперь они должны действовать для жителей не только Луганска, но также Донецка и Горловки. «Информация о коридорах доводится до жителей городов, противоборствующие стороны согласуют маршруты, время прекращения огня, опознавательные знаки для гражданского населения для беспрепятственного выхода из района боевых действий», — говорится на странице Луганской областной администрации в социальной сети Facebook.

При этом украинские «гвардейцы» предупреждают: все выезжающие машины должны в обязательном порядке останавливаться на блокпостах украинских силовиков. «Если машина не останавливается по требованию, военнослужащие имеют право применить средство принудительной остановки и оружие: сначала предупредительные выстрелы вверх, а если авто не останавливается, имеют право вести огонь по колесам автомобиля», — дают разъяснение в пресс-службе нацгвардии.

В то же время по Донецку и Луганску ездят автомобили с громкоговорителями, с помощью которых местных жителей призывают не уезжать по украинским коридорам, потому что это «провокация» и «западня», устроенная нацгвардией. Луганчанам ополченцы предлагают эвакуироваться по «дороге жизни» до российской границы через «Краснодон» и «Изварино» — погранпереходы, полностью контролируемые ополчением.

В Донецке к жизни в осадном положении уже не то что привыкли — приспособились. «Как только слышим стрельбу, сразу бежим в подвалы. Страшно, ужас. Люди уже ради того, чтобы хлеб купить, записываются в очереди. Продукты заканчиваются. Кто нагреб еды заранее, тому повезло. Зарплат и пенсий не выдают. Банкоматы не работают. Отрезаны от цивилизации мы. Страшно представить, во что превратится город, когда все закончится. На нас наплевали и в Киеве, и в Москве», — рассказывает 56-летний инженер Алексей. По его словам, в городе уже почти не ездят автомобили, а большинство горожан воздерживается от походов на работу. После 18.00 движение городского транспорта прекращается. Воду дают на пару часов в сутки строго по графику.

По улицам Донецка горожане уже тоже почти не гуляют. Зато на них полно вооруженных людей в камуфляже, к которым, кажется, местные жители уже привыкли. Машинам, кстати, в период с 23:00 до 5:00 без специального разрешения перемещаться уже запрещено.

Ежедневно выстраиваются очереди у небольшого числа еще работающих банкоматов. Отделения украинских банков закрываются здесь каждый день. На выходных из эфира исчезли трансляции российских телеканалов. Несколько районов города уже полностью обесточены.

Продукты в магазинах Донецка еще есть, но перебои с молочкой серьезные. Ее практически не завозят. Из торговых центров работает только один — «Континент», хотя супермаркеты и рынки функционируют. Лекарства уже подорожали примерно втрое из-за дефицита. В аптеках говорят, что готовятся к закрытию, потому что новых медикаментов из Киева уже не поступает.

Руководство ДНР, конечно, пытается что-то делать. 4 августа состоялось заседание донецких депутатов парламента Новороссии под председательством Олега Царева, заявившего, что власть должна обеспечить «нормальную жизнь для мирного населения республики» даже в условиях боевых действий. Ну, а говорили на заседании в основном о распределении гуманитарной помощи, поступающей из России. Других ресурсов у «республики» похоже нет.

Жизнь в столице Луганской области или ЛНР, кому как больше нравится, еще более тяжелая. Луганск находится в полной изоляции и на грани гуманитарной катастрофы, заявил в субботу мэр города Сергей Кравченко. В городе уже нет интернета, бензина, дизтоплива, газа. «Нечем заправить машины скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, ГСЧС, городской общественный транспорт, автомобили, которые доставляют хлеб и продукты питания», — сообщил Кравченко. По словам мэра, из-за длительного отсутствия электроэнергии портятся продукты, а поставок в город нет.

Ополченцы, готовясь к вторжению, по данным СНБО, уже уничтожают транспортную инфраструктуру, чтобы замедлить продвижение украинской бронетехники. В последние дни якобы были заминированы шесть мостов, в том числе два непосредственно в Луганске.

Глава Луганской областной госадминистрации Ирина Веригина, которая, естественно, давно осуществляет свои функции, находясь за пределами Луганска, радостно сообщает, что остальная Украина не оставляет Донбасс в беде и помогает гуманитарными грузами. В Киеве и других городах Украины многим не нравится сам факт оказания такой помощи в принципе. Некоторые уверены, что местные чиновники все равно все разворуют. «Не давайте Донбассу денег!», — число подобных призывов множится в соцсетях. Если власть прислушается к «голосу народа», то тогда и «украинскому» Донбассу точно не избежать катастрофы.