Общество не может уважать себя, пока скрывает грехи истории

ОЛЕГ ФЁДОРОВ Свою статью в «НГ» «Не десталинизация, а модернизация сознания» Сергей Караганов подписал в качестве председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике. Однако у него имеется ещё одна должность. Он – член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Этот Совет, как известно, возглавляет Михаил Федотов, неоднократно заявлявший о том, что целью его деятельности на посту председателя является десталинизация русского и других народов страны.

Тем не менее, Караганов не до конца согласен с данными намерениями своего председателя. Он пишет, что «термин «десталинизация» – это неточно и политически неправильно».

Для Караганова этого абсолютно недостаточно. Его интересует более масштабная задача. Он расширяет рамки проекта, составленного председателем президентского Совета, и объявляет: «Модернизационный рывок невозможен или крайне затруднителен при нынешнем морально-этическом состоянии общества».

Караганова влечёт возможность «изменения сознания общества», и он со всей большевистской решительностью берётся за дело. Радикальнейшие предложения сыплются из него, как из рога изобилия. Тут и подготовка политико-правовой оценки преступлений прошлого, и новое название для Дня народного единства (4 ноября), и многое-многое другое. Вплоть до вручения «чёрной метки» чиновникам, которые «оправдывают преступления, совершённые в годы тоталитаризма».

И всё-таки перечисленное – только семечки. Самое-самое, как у всякого искусного кулинара, у Караганова на закуску. И наконец-то он это выкладывает: «…народу и элите после последних ста лет себя почти не за что уважать…»

Единственным исключением для Караганова представляется Великая Отечественная война. Но и её объединяющий потенциал, выносит свой приговор автор статьи, со временем «истощается».

Как же исправить столь трагическую ситуацию? Караганову видится лишь один способ: «Общество не может начать уважать себя и свою страну, пока она скрывает от себя страшный грех семидесяти лет коммунизма-сталинизма-тоталитаризма».

На ком же, по Караганову, лежит этот «страшный грех» свершения революции и многолетней поддержки «античеловеческого варварского режима», превратившегося, по Караганову, в самогеноцид народа?

Итак – главное слово произнесено: во всех грехах и преступлениях виноват народ, который настолько глуп, бестолков и кровожаден, что готов уничтожать самого себя.

Наша драматическая история знает немало примеров дефиниций, в чём-то схожих с карагановской характеристикой русского народа. Самые яркие имена авторов в данном ряду – Курбский и Власов. Но даже они ограничивали свои клеветнические измышления именами царя и генсека. На народ в целом свою грязь не выливали.

Караганов же в своем гробокопании идёт дальше всех. Он прямо говорит о народе как о явном преступнике, которого необходимо принудить к покаянию. Он буквально кликушествует: «Если мы не признаем до конца правды, мы останемся наследниками не лучшей части народа и не лучшего в нашем народе, а худшего в нём и худшей его части – палачей, стукачей, коллективизаторов, организаторов голодомора, разрушителей церквей». Короче, решительно отодвигает в сторону Сталина и партию большевиков – и сосредотачивается исключительно на народе, видя в нём как источник преступления, так и основного преступника.

При этом, считает Караганов, преступления народа продолжаются и поныне. Он утверждает, что «никто не верит, что этот процесс (имеется в виду процесс над Ходорковским) не носит политического характера».

Что же получается, если рассуждать в русле логики, предложенной Карагановым? Выходит, весь народ поголовно убежден в невиновности Ходорковского. Уверен, что тот абсолютно «не виновен». И при этом молчит и бездействует. Но разве же можно, умело подталкивает читателя к желаемому выводу автор, уважать такой народ, потакающий власти как в прошлом, так и сегодня, в совершаемых ею преступлениях? Ни за что и никогда! Такой народ можно лишь презирать и, естественно, перевоспитывать. При необходимости, кнутом и железом.

Вот вам и член президентского Совета при президенте РФ. Вот такие странные советчики.

Заметим – и Курбский, и Власов проявили себя во время войны. На войне идеологические диверсии с использованием предателей – дело привычное. Но сегодня мы, как нас заверяют, ни с кем не воюем.

Более того, у нас будто бы нет врагов. Кругом одни партнёры, горящие желанием всеми силами помочь нам модернизироваться. Тем более удивительно в такой обстановке явление фигур, подобных Федотову и Караганову.

Впрочем, учитывая фактор приближающихся выборов всех уровней и страстное желание иных кандидатов занять руководящие посты, о многом уже можно составить собственное мнение.

И пусть обвинитель Караганов не обижается на народ, если окажется, что на выборах победят те, у кого в советниках не ходят страдальцы с синдромом неприятия российской истории такой, какая она есть.