У жителей Литвы — плохие предчувствия

Жители, верившие в улучшающуюся экономическую ситуацию, а также бизнес переосмысливают настоящие возможности дальнейшего роста экономики Литвы. Департамент статистики информирует, что в июле снизился показатель доверия как потребителей, так и бизнеса.

В июле, в сравнении с июнем, доверие потребителей снизилось на 3 процентных пункта. На столько же снизился и показатель экономических оценок бизнеса. Снизился показатель экономических оценок строительного сектора – на 7 процентных пункта, показатели доверия сектора услуг и потребителей снизились на 3 процентных пункта, торговли – на 4.

У сельских жителей больше оптимизма

Департамент статистики сообщает, что в июле, оценивая, как изменятся доходы за ближайший год, 17% жителей рассчитывали, что они улучшатся. В июне таких было 20%, 24% утверждали, что ситуация ухудшится, в июне – 23%. 56% надеются, что за ближайший год их финансовое положение не изменится (в июне – 53%).

Говоря об экономической ситуации в стране, 27% утверждали, что ситуация улучшится, месяц назад так считали 30%. 35% в июле считали, что экономическая ситуация ухудшится (в июне – 28%).

Меньшее количество жителей верят, что им удастся сэкономить. В июне таких жителей было 34%, в июле – 32%.

Департамент статистики утверждает, что пессимистичные настроения чаще появляются у городских жителей, чем у сельских. В июле, по сравнению с июнем, в городе показатель доверия потребителей снизился на 5 процентных пунктов, в деревне – на 1.

За год показатель доверия жителей снизился на 5 процентных пунктов.

Бизнес тоже переосмысливает

Более пессимистично оценивают рост экономики и представители бизнеса. По данным Департамента статистики, показатель экономических оценок в июле, в сравнении с июнем, снизился на 4 процентных пункта, в секторе услуг – на 7, у потребителей – на 5, в строительном секторе – на 1. Показатель доверия в сфере торговли повысился на 2 процентных пункта.

В промышленном секторе в ближайшие месяцы увеличивать производство планируют 31% глав предприятий (в июне – 37%). Количество планирующих снижать производство не возросло (19%). Немного снизился и прогноз экспорта изделий. 27% глав предприятий прогнозировали рост экспорта (в июне – 29%), снижение – 14% (в июне – 13%).

Снизилось и количество глав предприятий, планирующих увеличить число работников – с 16 до 14%.

Настроения представителей розничной торговли – более оптимистичны. 22% представителей торговых предприятий считали, что экономическая ситуация их предприятий улучшится (в июне – 25%), 4% — что ухудшится (в июне – 4%).

Производители чувствуют себя не очень комфортно

Советник президента банка SEB Гитанас Науседа, комментируя настроения представителей бизнеса, подчеркнул, что некоторые секторы очень чувствительны к сезонности. Например, в строительном секторе в холодный сезон показатели могут сильно снизиться.

«Конечно, сейчас другой сезон. Но в строительном секторе эйфория недвижимого имущества, которая ощущалась в марте-апреле, немного снизилась. Вопрос – надолго ли», — сказал экономист.

По его словам, при оценке ожиданий представителей промышленного сектора, ориентируются на изменения в объемах производства:

«Может действовать сезонный фактор – отпуска, деятельность замедляется. Мы видим, что и в прошлом году в то же время было изменение. Но, если говорить о перспективах, промышленный сектор оценивает геополитический аспект. Это видно и по опросам – хуже оцениваются перспективы экспорта на восток. Есть и неуверенность, удастся ли компенсировать потери экспортом на другие, альтернативные рынки. В общем, промышленники чувствуют себя не очень комфортно».

То же Науседа отмечает и в сектору услуг, где доминирует транспортный сектор.

Он также подчеркнул фактор евро.

«До конца июня, июля было только предчувствие, что евро будет, а в июле стало ясно, что точно будет. Наверное, потребители чувствуют тревогу, оценивают будущую ситуацию, опасаются эффекта округления цен», — сказал собеседник.

Науседа предположил, что с приближением введения евро может меняться структура потребления.

«Поведение может смениться на более консервативное, может замедлиться не только торговля товарами не первой необходимости. Люди начнут больше откладывать «на черный день».

Все начинается с ожиданий

Главный экономист банка Finasta Рута Медайските утверждает, что в экономике ожидания бизнеса и жителей особенно важны, так как с них все и начинается.

«Если веришь, что все хорошо, тратишь деньги, и это стимулирует рост экономики. Ожидания – это первичные индикаторы, куда может повернуть экономика», — сказала экономист.

Говоря о том, почему ухудшается оценка жителями экономических перспектив, Медайските упомянула и безработицу.

Хотя экономическую ситуацию собеседница оценила как стабильную, по ее мнению, не хватает дополнительного импульса для роста.