Украинское православие перед выбором

В Украине спустя 40 дней после смерти митрополита Владимира, 22 года возглавлявшего Украинскую православную церковь (УПЦ), назначен архиерейский собор, где будет избран ее новый предстоятель. Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры за несколько месяцев до смерти митрополита Владимира Священный Синод избрал главу Черновицкой и Буковинской кафедры, митрополита Онуфрия.

Перед архиерейским собором не проводиться дебатов, рекламных кампаний, кандидаты не презентуют свои программы на будущее.

И хотя избрание главы Украинской православной церкви имеет мало общего с недавней президентской или предстоящей парламентской кампанией в Украине, политика сама привыкла вмешиваться в церковные дела.

Исходные позиции

УПЦ, не смотря на то, что пребывает под омоформом Московского патриарха, разительно отличается от Русской церкви. На это повлияло много факторов, начиная от менталитета местного населения, а, следовательно, и монашества и священства, заканчивая политической ситуацией в независимой Украине. Несмотря на то, что УПЦ остается наиболее крупной религиозной организацией в стране как по числу приходов, так и по числу прихожан, за последние двадцать лет она фактически утратила свое монопольное положение, которое РПЦ за последние годы только упрочила.

Украинское православие на протяжении XX века сотрясали расколы, имеющие политическую подоплеку. На переломных моментах истории политические элиты и идеологические парадигмы сменяли друг друга, и сиюминутная конъюнктура требовала корректировок и в религиозном вопросе.

Так было во времена гражданской войны, когда под покровительством Директории Симона Петлюры возникла Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Тогда в нее не вошел ни один епископ. Во время оккупации Украины гитлеровской Германией ситуация снова способствовала возрождению УАПЦ. Позже ту же роль для этой церкви сыграла ликвидация социалистического блока и либерализация советского общества.

В начале 90-х новая политическая реальность и личные амбиции киевского митрополита Филарета способствовали появлению Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Подробности тех событий хорошо описаны в документальном фильме «Анатомия раскола». Так или иначе, УПЦ КП на сегодня является второй по численности православной церковью в Украине, а ее Патриарх Филарет, пребывающий под анафемой УПЦ, претендует на роль религиозного лидера страны.

Идеология конструирования политической украинской нации, естественно, не могла обойти стороной такой важный фактор, как религиозный. Поскольку украинские элиты продолжают рассматривать церковные вопросы с «национальных позиций», вопросы веры и догматы православия, интересуют их явно не в первую очередь. Естественно, ни одна из поместных православных церквей мира не признает легитимность и не вступает в литургическое общение ни с УПЦ, ни с УАПЦ, считая их раскольниками. В парадигме же украинского нацбилдинга все церкви делятся скорее по принципу «свой-чужой», чем по конфессиональным предпочтениям. Яркий пример этому показал Майдан, где на сцене собирались «представители всех церквей» и «молились за Украину» каждое воскресенье. Экуменистический характер таких мероприятий, открыто неприемлемый значительной частью прихожан УПЦ и РПЦ, стал предметом особой гордости украинских патриотов. А для тех, кто не разделяет идеалы «национальной революции», всегда готово клеймо «московского попа» и «агента ФСБ», не зависимо от национальности, места рождения и степени владения украинским языком. Поскольку ни в УАПЦ, ни в УПЦ КП, созданных на украинской политической платформе, никакого инакомыслия не наблюдается, все информационное, а после победы Майдана и силовое, давление сосредоточилось на священстве УПЦ.

Сложности церковного нацбилдинга

Помимо однозначных требований к священству, наконец, определиться с кем они, «с Украиной или с Москвой», в украинских СМИ УПЦ подчеркнуто называют «Украинская православная церковь Московского патриархата». Юридически, конечно, это не верно, но в пропагандистских целях такой ход как бы ставит ее на один уровень легитимности с церковью «Киевского патриархата», созданной в 1992 году запрещенным в служении бывшим митрополитом Филаретом.

Кроме тактических нюансов, таких как требование поддержать Майдан, служить панихиды по «небесной сотне» или занять непримиримую позицию в отношении «российских террористов» на Донбассе, стратегическая цель нацбилдинга – создать «единую украинскую поместную церковь». Для этого в одно целое планируют объединить УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ и, возможно, даже греко-католиков (униатов). С последними могут возникнуть отдельные сложности. Если церкви, появившиеся в результате расколов в XX веке, не имеют с УПЦ никаких догматических различий, то Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), появившаяся в результате Брестской унии 1596 года, признает римского Папу главой церкви, сохраняя внешний православный обряд.

По задумке, центром объединенной православной церкви в Украине может стать Киев или Стамбул (Константинополь). Включать в себя она будет как минимум УАПЦ и УПЦ КП (УПЦ можно просто изгнать из занимаемых приходов), а узаконить «единую поместную» может константинопольский патриарх Варфоломей. Но как показала практика, даже на этапе соединения УАПЦ и УПЦ КП возникают серьезные проблемы. Личность патриарха Филарета, славящегося своим авторитарным нравом, категорически не приемлется переговорщиками УАПЦ.

Во время визита константинопольского патриарха Варфоломея в Киев в 2008 году, тогдашний президент Виктор Ющенко в приветственной речи публично просил его: «Верю, что в Украине появится национальная поместная церковь, и прошу, Ваша Святость, Вашего благословения». Ходят слухи, что константинопольский патриарх Варфоломей был готов признать УПЦ КП, только с условием ее перехода под свой омоформ. Но патриарх Филарет захотел полной независимости, на что Варфоломей пойти, конечно, не мог.

Кандидаты

Собственно, выборы нового предстоятеля УПЦ обнажат борьбу двух давно сложившихся внутри церкви условных групп сторонников учреждения канонической (законной) патриархии в Киеве и ее противников. Тех, кто готов на объединение в «единую украинскую поместную православную церковь», и тех, кто к нему не готов.

Справедливости ради нужно упомянуть, что УПЦ сегодня имеет наиболее широкую автономию, которая только возможна, а ее связь с Москвой в основном молитвенная. Состоит она в том, что на церковных службах в качестве патриарха поминается «святейший Кирилл», а только после него «блаженнейший Онуфрий». Более того, дарование Московской патриархией полной автокефалии (независимости) Японской и Американской церквям до сих пор не признано вселенским константинопольским патриархом Варфоломеем. А создание независимой церкви в Украине по инициативе РПЦ могло обострить и без того натянутые отношения между Русской и Константинопольской церковью, которая слишком болезненно реагирует на вопрос автокефалий. Кроме того, сторонники Московского патриархата настроены очень решительно, и в случае отделения от РПЦ могут целыми приходами запросить подчинения напрямую патриарху Кириллу. Примечательно, что пока Москва гасит подобные настроения, и не поощряет перехода отдельных храмов под юрисдикцию Русской церкви.

Не касаясь всех нюансов внутренних течений, стоит отметить, что противников разрыва канонической связи с Москвой как среди священства, так и среди прихожан УПЦ подавляющее большинство. С другой стороны победа Майдана и, как следствие, активное давление новых властей на архиереев УПЦ по вопросу объединения с УАПЦ и УПЦ КП дает малочисленной, но очень активной группе сторонников полной независимости от Москвы дополнительные возможности взять власть в свои руки.

Теоретически митрополитом Киевским и всея Украины могут стать все 74 епископа УПЦ. Наиболее вероятными претендентами эксперты называют нынешнего местоблюстителя митрополита Онуфрия, митрополита Бориспольского и Броварского Антония, а также митрополита Винницкого и Барского Симеона.

Последнего, по слухам, поддерживает Петр Порошенко. Нынешний президент Украины и митрополит Симеон являются давними хорошими знакомыми, а сам кандидат на пост главы УПЦ поддерживал Петра Алексеевича на недавних президентских выборах. Митрополит последовательно выступает за автокефалию от Москвы и проводит активную украинизацию приходов в своей вотчине. Впрочем, шансы Симеона возглавить УПЦ, где архиерейский костяк получил прививку от политических игр еще во времена Филарета, очень невелики. Хотя недооценивать силу админресурса в нынешней Украине тоже не стоит.

Остаются митрополиты Антоний и Онуфрий. Поборники идеи «единой автокефальной церкви» оценивают данных кандидатов как выбор между «меньшим и большим злом». Антоний слывет «ставленником Кирилла», потому против него сейчас направлены основные информационные удары наиболее одиозного лидера «автокефалистской» партии в УПЦ, митрополита Александра больше известного по своей мирской фамилии Драбинко. Хотя сам Антоний всегда очень взвешенно и осторожно высказывался за сохранение незыблемости статуса УПЦ, именно его националистическая пропаганда решила назначить главной угрозой украинской национальной идее.

Относительно компромиссной фигурой для всех может стать нынешний местоблюститель главы УПЦ, митрополит Онуфрий. Его считают аскетом, не пользующимся благами высокого церковного статуса и строго придерживающимся правил монашества. Именно в силу своей приверженности букве православия он в свое время стал единственным епископом не поддержавшим действия нынешнего главы УПЦ КП Филарета, направленные на отделение УПЦ от РПЦ. В то же время митрополит Онуфрий почти всю жизнь служил в одном из регионов Западной Украины, Буковине и не раз сталкивался с давлением националистических группировок в смычке с местной властью.

В целом, кого бы ни выбрал арихиерейский собор, пост предстоятеля УПЦ станет для него большим соблазном или тяжким крестом. Очевидно, что в случае отказа будущего главы православной церкви делать реальные шаги по объединению с УПЦ КП и УАПЦ в «единую поместную церковь» с центром в Киеве, он, епископат и священство будут подвергнуты жесткому давлению со стороны новых украинских властей. В частности может вновь активизироваться рейдерская деятельность по захвату храмов УПЦ, а особенно Почаевской и Киево-Печерской лавры как двух столпов православной духовности в Украине.