Моральный облик в Турции начинается с женщин-несмеян

На прошлой неделе представитель партии Эрдогана, вице-премьер турецкого правительства взорвал информационное пространство, акцентировав внимание на серьезных вопросах морали в турецком обществе, правда, через проблему женского смеха. Сомневаюсь, что господин Бюлент Арынч намеревался так глубоко залезть в женское нутро, чтобы заговорить о морали в обществе, но за грамотный ход перед президентскими выборами можно поставить политтехнологическое пять. Выборами, которые изменят не только Турцию, но и расклад во всем регионе.

Турецкий вариант немецкого ХДС/ХСС

Вице-премьер Арынч, выступая в понедельник перед избирателями партии власти в Бурсе, заявил следующее: «Непорочность является жизненно важной необходимостью. Она является ценным качеством женщины. Мужчины также должны обладать этим качеством. Он не должен становиться бабником, он должен быть верен своей жене».

Ссылаясь на мусульманские категории «родственник, с кем не/возможен брак», вице-премьер отметил: «Женщина не должна смеяться перед каждым встречным, она не должна показывать свою привлекательность». По сути, господин Арынч ничего нового не сказал, об этом говорят во всех мечетях, церквях и синагогах – в общем, везде, где есть консерваторы. Правящая «Партия справедливости и развития» с самого начала позиционирует себя консервативной силой, основывающейся на ценностях Ислама, – этакий турецкий вариант немецкого ХДС/ХСС. Между тем консервативные высказывания ХДС/ХСС мало кого могут возмутить, ну или, в лучшем случае, удивить, а ПСР для всех как бревно в глазу – что не скажут, все сразу ахают.

Что можно европейцам, турку не дано

В Лондоне по закону можно бить своих жен, но при этом это шумное действие должно совершаться до 21:00, поскольку крики избиваемой могут помешать спокойному отдыху соседей. Собственно, так и регламентируется, что во избежание нарушения спокойствия граждан запрещается бить жену после 21:00. Разговор о морали турецкого вице-премьера не такой уж и экстраординарный, если вникнуть в смысл сказанных им слов.

Слова о запрете женщинам смеяться на улицах, как видно из вышеприведенных цитат, являются вырванными из контекста выражениями, которые только без контекста и выглядят странными. На самом же деле, турецкий вице-премьер говорил о проблемах морали в турецком обществе, где, действительно, есть к чему стремиться.

Турецкое общество необычно разнообразно. Жители Стамбула – яркое подтверждение этому. Только здесь можно встретить девушку в хиджабе с сигаретой в руках, фотографирующую подружку во дворе мечети.

Вице-премьер также осудил моральную деградацию современного турецкого общества после того, как в нем появились наркотики и проституция. По мнению политика, женщины «должны защищать честь своего мужа», а «не разговаривать часами по телефону». Господин Арынч высказался и против эксплуатации темы секса в медиа, отметив, что подростки вырастают «сексуальными маньяками» из-за сериалов, Интернета, газет и университетского образования. И все же, заявления вице-премьера менее странные, чем нормативно-правовые акты, уже действующие в других странах. Скажем, если семейная пара живет в Гонконге, то у жены есть право убить изменившего мужа. Единственное ограничение – убийство должно быть совершенно голыми руками. Как говорится, не женитесь на шпалоукладчицах в Гонконге.

К вопросам морали относится и коррупция

Понятно, что один из лидеров партии власти Турции привлекает внимание избирателей к своей партии, от которой на будущих выборах в президенты Турции выдвинут нынешний премьер Реджеп Тейип Эрдоган. Однако, говоря о морали очень часто, и не только в Турции, забывают, что мораль шире просто темы взаимоотношений полов, к ней относится и коррупция, вернее, она как раз с моралью никак не соотносится. Абсолютно справедливо огромное количество журналистов отреагировали на высказывания вице-премьера, напомнив о недавнем коррупционном скандале вокруг партии власти. В середине декабря 2013 года в Турции разгорелся крупный коррупционный скандал. В результате по подозрению в махинациях и взяточничестве полиция арестовала более 50 человек, в частности сыновей нескольких тогдашних министров, а также крупных бизнесменов и чиновников.

Есть также предположение, что данное громкое эпатажное высказывание вице-премьера было сделано, чтобы отвлечь внимание от более серьезной проблемы.

11 турецких офицеров

Во вторник в Стамбуле были арестованы 11 офицеров полиции по делу о незаконной прослушке турецких чиновников. Эти действия являются ответом на спецоперацию, которая была проведена в декабре прошлого года в Стамбуле и Анкаре. Как было отмечено выше, тогда было задержано несколько десятков человек, в том числе бизнесмены и сыновья некоторых министров. Задержания проводились по обвинениям в коррупции, контрабанде и реализации наркотических средств.

В любом случае, одно другому не мешает. Турция вышла на финишную прямую в предвыборной гонке. К этому мероприятию готовятся все, в том числе и оппозиция, выдвинувшая господина Исханоглу, бывшего главу ОИК. По критериям оппозиции в отношении Эрдогана, он является исламистом еще большим, чем нынешний премьер. Что не может быть нормальным, раз у оппозиции аллергия на все мусульманское и даже далеко немусульманское, под рамки которой они подводят всё, что делается нынешней властью.