Один на всех

Кому нужны единые школьные учебники по истории, русскому языку и литературе.

Для российских школьников напишут единые учебники не только по истории, но также по русскому языку и литературе. Депутат Госдумы Ирина Яровая предложила принять закон о единых учебниках уже в осеннюю сессию. Парламентарий уверена, что единые учебники должны стать ориентиром при подготовке к ЕГЭ. Необходимость унификации Яровая объяснила и тем, что на государстве лежат «прямая ответственность и конституционная обязанность обеспечить качественное единство образования».

По данным газеты «Известия», разработкой концепции учебников скоро займется рабочая группа при министерстве образования, в которую входят представители президентской администрации, Минкульта, Российской академии наук (РАН), а также филологи, учителя и составители учебников.

Предполагается, что первым в среднюю школу попадет единый учебник истории. На написание учебного пособия уйдет от полутора до двух лет, но внедрять в жизнь эти стандарты будут начиная со следующего учебного года. Новая концепция преподавания истории уже готова, теперь на ее базе составят задания ЕГЭ и другие экзаменационные материалы. До тех пор пока не появится универсальный учебник, в школах будут использовать имеющиеся, подпадающие под новую концепцию, издания.

К слову, утверждал подготовленную историками концепцию российский президент. В ее основе, по мнению Владимира Путина, должна была лежать объективность и непредвзятость вместе с любовью к Родине. По мнению президента, у россиян имеются проблемы с объективной оценкой поступков предков — вольно или невольно их заслуги преуменьшаются. «Объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет», — наставлял президент.

«Главное — концепция подразумевает многофакторный подход: на ход истории влияют очень многие обстоятельства, она никогда не бывает черно-белой. Воспитательная функция будет реализована через показ всех спектров жизни страны: не только грандиозных побед, но и трагедий», — заявил в ходе презентации руководитель рабочей группы по созданию концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

В соответствии с концепцией, в курсе истории России «татаро-монгольское иго» будет заменено «ордынским игом», а Октябрьскую и Февральскую революции объединят в Великую российскую революцию.

Перемены ждут и курс литературы. Его планируется привести в соответствие с концепцией единого учебника истории, чтобы убрать встречающиеся там нестыковки. Например, сейчас школьники проходят «Войну и мир» Льва Толстого раньше, чем Отечественную войну 1812 года.

С инициативой написания единого учебника литературы два года назад выступил председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.

Павел Пожигайло Фото: Ирина Бужор / «Коммерсантъ»

«На сегодняшний день мы имеем опасное разнообразие учебников, которые имеют малое отношение к исследованиям литературы», — заявил Павел Пожигайло в беседе с корреспондентом «Ленты.ру». Среди всего многообразия, представленного в школьных библиотеках, есть идеологизированные, субъективные учебники, иногда выражающие крайне агрессивные позиции. Несмотря на наличие выбора, ученики пользуются единственным пособием, и таким образом им навязывается точка зрения автора.

А вот учебника, который был бы «объективен к писателям и их позиции», нет. Поэтому представитель Общественной палаты ратует за создание линейки единых учебников, где не навязывается точка зрения, кто хороший, кто плохой. В этих учебниках параллельно будут рассматриваться Островский и Достоевский, Пушкин и Лермонтов, чтобы ученик увидел разные позиции. По замыслу Петра Пожигайло, учебник должен быть глубоким, интересным и побуждающим к творчеству. «Мы, фактически, сегодня проходим целину. Никто никогда не создавал подобный учебник», — поделился он.

По мнению инициаторов, этот учебник должен еще и воспитывать. «У молодого человека возникает миллион вопросов: как я должен относиться к Родине? К другому человеку? И на уроках литературы не напрямую, а на примере произведений можно этому научить. Многие писатели, будь то Бальзак или Пушкин, в своих произведениях говорили про смысл человеческой жизни, отвечали, что такое человек. На уроках литературы вместе с задачами передачи школьникам художественного мироощущения человек усваивает поведенческие образцы», — считает он.

Концепция такого учебника, по словам Петра Пожигайло, готова на 80 процентов, и над ней работали 40 специалистов со всей России. 28 из них, как подчеркивает собеседник «Ленты.ру», — доктора наук и профессора. Однако до появления учебника должно пройти около трех лет. Еще предстоит выработать методологию и программу, и только после этого можно будет браться за написание.

Однако в целом у большинства преподавателей и экспертов идея единых учебников вызывает недоумение.

«С образовательной точки зрения никаких единых учебников не бывает. Бывает единственный учебник, как в советское время. Но для этого нужно иметь представление о литературе как о чем-то идеологически монолитном, неизменном, неживом — как о кладбище цитат. Это представление о литературе давно умерло», — рассказал литературовед, автор нескольких учебников Александр Архангельский.

Такой учебник, по мнению литературоведа, не нужен, если не было принято решение «по факту уничтожить статью Конституции, запрещающую единую идеологию в стране», и если у властей нет задачи использовать литературу и историю в качестве «дымовой завесы» для формирования единой идеологии.

«Это вопрос политики и нашего будущего, а не школьного образования, — подчеркивает он. — Это борьба за политическое влияние и связанный с ней бизнес. Если у вас одновременно действует 15-20 линий учебников, то тиражи у вас ограничены. А если у вас 3 версии единого учебника (общеобразовательный, сложный и для национальных школ), то посчитайте прибыль. Идеологизированный патриотизм всегда приводит к коррупции», — полагает Александр Архангельский.

Также он удивлен, что идею единых учебников поручено лоббировать людям, не занимающихся образованием. Ирина Яровая, выступившая с этой инициативой, возглавляет комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

Учитель русского языка и литературы московской школы номер 57 Сергей Волков, тем временем, считает, что появление новомодного учебника по литературе будет иметь меньшее влияние, нежели учебник истории. На уроках литературы читают не учебники, а художественные тексты, и именно они являются «объектом изучения, внимания и центром Вселенной».

«В этом смысле озабоченные озимые депутаты и хоровые зажигательные дирижеры могут на деньги президентских грантов сочинять что угодно — не заработает, не пригодится, будет лежать в уголку неразрезанным», — писал учитель Волков на своей странице в Facebook.

«Настоящие кнопки все равно в руках у учителей. Даже если все школы будут завалены единым учебником по самое не могу, эти кнопки отобрать у нас невозможно. Пока наш рот не залепят глиной», — добавил он.

Научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский согласен, что унификацией проблему качества образования решить нельзя. «Дети плохо знают литературный язык не потому, что учебники плохие, а потому что ситуация с языком и литературой принципиально изменилась за последние 50 лет. Появился интернет, общество стало открытым, масс-медиа, субкультуры разные… Соперничество с литературой очень сильное», — объяснил он.

Языковая проблема стоит еще острее: правильный литературный русский язык мешает успешной социализации.

«Если ты хочешь построить карьеру, быть успешным, иметь высокую зарплату — тебе надо общаться с людьми, которые принимают решения, на их языке, а это далеко не тот язык, который преподают в школе. В этом смысле проблема гораздо сложнее, и ее решить таким простым кавалерийским способом, сделав один учебник, нельзя», — убежден Александр Адамский.