Киев тоже не резиновый

За время украинского политического и экономического кризиса цены за аренду киевской недвижимости упали в два раза в долларовом выражении. Но при этом квартиры стали еще более востребованными, и потому этим летом рынок аренды не замер, как обычно, а продемонстрировал ажиотажную активность. В столицу едут тысячи дончан, луганчан и крымчан. И если к последним киевляне привыкли, как-то «переварили» и пока без проблем с ними уживаются, то к беженцам с Донбасса отношение в последнее время сильно меняется.

«Я живу вдвоем с женой в трехкомнатной квартире. Решили помочь дончанам, приютить еще семью из трех человек. — рассказывает 36-летний киевский инженер Борис. — Выделили им две комнаты из трех, кормили за свой счет, дома ребята пользовались нашими ноутбуками. И вот как-то возвращаюсь я домой неожиданно раньше, и слышу, как мой беженец Юра рассказывает по Skype другу: «Приезжай, тут много лохов, которые готовы нас содержать». Я и выставил его вон в тот же вечер. Пусть других «лохов» ищут».

Это уже третья история, известная корреспонденту «Росбалта», услышанная от тех людей, у которых дома живут беженцы. Киевляне устали от того, что их новые земляки не ищут работу, не заботятся о покупках еды, а по вечерам, смотря новости по телевизору, комментируют их с «сепаратистских» позиций.

«Люди бегут от войны. Более состоятельные переезжают в Киев, основная же масса «оккупирует» близлежащие регионы — Днепропетровскую Запорожскую, Херсонскую области. Спокойные города Донбасса практически забиты переселенцами из зоны АТО», — рассказывает ведущий аналитик консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий. Небывалый подъем переживают рынки в Мариуполе и Запорожье, подчеркивает эксперт.

И все же в «состоятельный» Киев каждый день приезжают сотни новых гостей, которые создают ажиотажный спрос на квартиры и начинают раздражать местных. 47-летняя риэлтор-предприниматель Ирина говорит, что с людьми из Донбасса сознательно не работает. «Морожусь от них уже, говорю, что в настоящее время свободных квартир нет. Вежливо так», — рассказывает она. И объясняет: «Арендодатели не хотят селить к себе беженцев, особенно мужчин. Кто-то говорит, что они должны воевать за свою землю, а не ждать пока ее освободят жители других регионов Украины, а к кто-то боится банального воровства. Другие всерьез опасаются, что у приезжих может оказаться, например, взрывчатка в квартире».

В июне-июле спрос на аренду квартир в эконом-сегменте вырос почти вдвое по сравнению с маем, рассказывают в агентстве ARPA Real Estate. Киевским риэлторам, по их собственным рассказам, приходилось показывать по 10-12 квартир в день. Примерно каждую третью сделку по аренде в столице заключают жители Донецкой, Луганской областей или Крыма. При этом приезжие с Донбасса чаще ищут жилье на левом берегу (там неудобнее, но значительно дешевле) или в пригородах.

Вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал признает, что многие владельцы столичных квартир не хотят заселять приезжих с Востока Украины. «Боятся люди доверять беженцам. У многих же формально ничего нет. Еще один фактор: хоть и нет у них официального статуса беженцев, все же народ боится, что выселить гостей по истечении срока аренды будет невозможно — тем некуда будет возвращаться», — объясняет эксперт.

Многие хозяева не хотят связываться с жителями Донбасса, еще и потому, что те частенько требуют скидки и снимают жилье всего на месяц-два, залезая в самый «урожайный» сезон — самые выгодные клиенты для хозяев недвижимости — студенты, которые начинают искать жилье как раз во второй половине августа.

Многие жалуются, что бесплатно давали возможность пожить некоторым беженцам, но те и съезжать потом отказываются, и за жилье платить тоже. А поскольку милиция в Киеве сейчас работает крайне вяло, то и на нее надеяться смысла никакого.

Беженцы из Донецкой и Луганской областей, которые селятся в Киеве, отвечают местным жителям взаимностью. Очень часто не стесняются в присутствии киевлян называть правительство «хунтой» и открыто симпатизировать ополченцам. «Я бы посмотрела на киевлян, если бы на их улицах разрывались снаряды и погибали от пуль родственники, друзья, знакомые. Я бы посмотрела, кого бы они поддерживали», — категорично высказывается 26-летняя луганчанка Ольга.

В свою очередь беженцы из Крыма жилье не ищут и зла на киевлян не держат, а просто ставят палатки на городских днепровских пляжах — например, на Оболонской набережной. Уже несколько недель тут разбит палаточный городок, в котором организованно живут крымчане. Говорят, что местные относятся к ним с пониманием: «Покупают даже наши товары, которые мы здесь продаем. И милиция не гоняет, хотя разрешения на торговлю нет. Хорошее отношение», — рассказывает молодой татарин Рустам из Симеиза.

Тут же и украинцы, жившие на полуострове. Руслан из Симферополя в Киеве устроился на работу сантехником в ЖЭК, но зарплаты в 3 тыс. грн хватает только на еду. Поэтому пока живет с десятками своих земляков в палатках. Планируют совместными усилиями организовать бизнес по продаже херсонских овощей и, возможно, крымского чая.

Переселенцы из восточных областей на территории брошенного завода у станции метро «Выдубичи» организовали свой «Донбасский квартал». Спят сотни людей в ангаре, оборудовали специальную столовую, готовят еду и сушат белье на улице. По самым скромным оценкам, здесь живет около двухсот человек. Почти все из них жалуются, что не могут получить в Киеве нормальную работу. Кого-то не принимают, так как работодатель опасается, что сотрудник-беженец будет жить прямо в офисе, кто-то из трудоустроившихся сетует, что в родном Донецке на аналогичном месте зарплата у него была вдвое выше, другие рассказывают, что берут их только на «позорные» работы — например, уборщицей.

В общем, видя такое отношение со стороны соотечественников, многие беженцы уже не только по необходимости, но и вполне сознательно выбирают Россию. И немало тех, кто уверяет, что уже не вернется никогда.