«Нафига хохлу Донбасс?»

А действительно, ну вот зачем он им?

Сами же говорят, что дотационный регион. Тем более, что он в Европу мешает вступить. Ну не хотят дончане в Европу, что с ними сделаешь? Выселить всех? Ну, вот пытаются. Только пока получается не очень. Полмиллиона примерно в Россию уже выгнали, но осталось-то еще семь. А самое противное, что из семи оставшихся миллионов примерно семь тысяч взялись за оружие, да так успешно, что вся королевская конница и вся королевская рать не может Стрелкова, не может Бабая, не может Мозгового, не может Бородая, не может Царева и многих таких же, как эти с Донбасса прогнать…

Но это было лирическое отступление.

Теперь о прозе жизни.

Донбасс вместе с остальным юго-востоком всегда мешал истинным украинцам строить их истинно украинское государство и шагать широкими шагами в Европу. Правда в Европе их не очень-то и ждут, хоть с Донбассом, хоть без него, но мы про это украинцам лишний раз напоминать не будем, чтобы не отбирать последнюю надежду.

Именно из-за Донбасса вместе с другими восточными областями украинская власть все время находилась в неустойчивом равновесии между регионалами и оранжевыми. После майдана от равновесия не осталось и следа, но если проводить новые выборы в Верховную раду (а они почти наверняка скоро будут назначены, поскольку прежняя коалиция развалилась) – на новых выборах националисты, БЮТ и другие, ратующие за скорейшее запихивание Украины в Европу по самый Днепр – тоже получат далеко не 100% голосов. Правда коммунистов наверняка отстранят от выборов, с регионалами все тоже очень туманно, но Верховная рада от этого особенно легитимной не станет. Если в дальнейшем предположить, что политический процесс на Украине станет цивилизованным (ну пофантазируем), то юго-восток (предположим чисто теоретически, что он сохранился) – снова проголосует за какую-нибудь свою партию, ратующую за сближение с Россией. И опять двадцать пять.

Это я к тому, что юго-восток при всех агитациях, при всех возможных махинациях с подсчетом голосов, всегда создавал большие проблемы для сторонников западного пути развития. А происходило это по той простой причине, что население юго-востока – 24 миллиона против 20 в центре и на западе. Было, во всяком случае. Это значит, что более 50% при нормальном честном подсчете всегда были ориентированы на Россию. А учитывая некоторое количество пророссийски настроенного населения в центре – перевес был и вовсе существенный, и бороться с ним всегда было очень тяжело. Именно поэтому и победил на предыдущих выборах ненавистный западу Янукович, которого пришлось так некрасиво и с такими последствиями выгонять из Киева.

Зато теперь намечается красота. Крыма уже нет – это минус 2 миллиона пророссийских избирателей. Если еще и Донбасс отделить – еще минус 7. Станет исключительно замечательно. На юго-востоке останется примерно 15 миллионов, в центре и на западе – 20. При правильной агитации и небольших поправках в подсчете голосов можно запросто получить 2/3 в Верховной раде. И гарантированно прозападный президент. Всегда. Даже коммунистов можно разрешить – без Донбасса они получат жалкие 10% голосов и будут играть роль мальчиков для битья. Красота? Красота!

Так зачем тогда Украине этот Донбасс? Тем более такой ценой. С риском потерять на нем половину армии. И с вероятностью победить около нуля.

Предположим, что Донецк и Луганск каким-то образом заняты. Ну, чисто теоретически. Что дальше? Держать там армию круглый год? Никаких денег не хватит. А выйдет армия – снова появятся колорады и начинай историю заново. Украинцы, которые очень любят напоминать русским про войну в Чечне, должны учитывать, что первую войну Россия фактически проиграла, кампания 1995–1996 года закончилась выводом войск и подписанием Хасавюртовских соглашений. То есть перемирием. А что было потом? Потом в Чечне снова расцвела бурным цветом исламская малина и в 1999 году началась вторая война. Это вам, украинцы, наглядный пример. Как только войска выйдут из Донбасса – он снова станет ватным вдоль и поперек.

Не проще ли отделить и не мучиться?

Киев решил, что не проще. А знаете, почему?

Про интересы Вашингтона в войне с Россией мы здесь говорить не будем, такие интересы есть, но дело не только в них.

Дело в экономике. Дело в том, что на самом деле Донбасс никакой не дотационный. Дотации Донбассу – это просто способ распила государственного бюджета в промышленных масштабах. Именно из этих дотаций и возникли состояния Ахметова, Коломойского и многих других украинских капиталистов.

Схема такая: с региона собираются налоги и эти налоги платят все предприятия, от мала до велика. А потом собранные налоги в виде дотаций возвращаются в регион. Но уже не все. И не всем, а только избранным. У Ахметова уголь покупается по завышенной цене (и потом везде утверждается, что уголь Донбасса слишком дорогой и вообще добывать его не выгодно). У Коломойского свой бизнес, который тоже участвует в распределении дотаций и имеет свою прибыль. Чиновники выбирают подрядчиков для реализации госпрограмм, тоже не без своей личной выгоды. И так далее. То есть налоги собираются со всех, а дотации попадают в руки кому положено.

И Крым был таким же дотационным. Только Крым поменьше размером и промышленность там не так развита.

Для справки, в советское время юго-восток Украины был одним из крупнейших индустриальных центров всего Союза. Предприятия юго-востока Украины строила вся страна, в них были вложены колоссальные ресурсы. И этот регион никогда не был убыточным.

Поэтому отделение Донбасса – это не только потеря региона, на котором украинские олигархи делают значительную часть своих денег. Это еще и существенная потеря для экономики Украины. Которая и без того находится в очень плохом состоянии.

Без Донбасса вытащить экономику Украины из той ямы, в которой она оказалась, будет задачей почти фантастической. А учитывая убытки от евроассоциации и, мягко говоря, невысокие способности украинских экономистов, без Донбасса про какие-либо экономически перспективы можно будет просто забыть.

В принципе, всякое возможно. В Европе много стран не имеют ничего похожего на Донбасс, тем не менее, они живут и более-менее здравствуют. Но они налаживали свою экономику десятилетиями. Там есть свои источники доходов, которые возникли ввиду отсутствия развитой промышленности. Где-то туризм, где-то банковский сектор, где-то что-то еще. У Швейцарии часы, у Голландии логистический кластер, и так далее. Потеряв Донбасс, поднять экономику будет очень сложно. На это потребуются десятилетия и сотни миллиардов долларов инвестиций. Не десятки, а сотни. А где их взять? Пока только 15 миллиардов пообещали, и то не сразу, с кучей условий. А нужно хотя бы 150. Таких денег Европа при всем желании не сможет выделить для Украины, их физически нет. Для Греции с трудом выделили 25 миллиардов. Так это был член Евросоюза. К тому же решался вопрос о сохранении ЕС, это было дело принципа. А кто выделит 100–200 миллиардов Украине? Пусть даже не сразу, а хотя бы в течение 3-5 лет?

Но и это еще не все беды от потери Донбасса.

Киев вполне справедливо опасается, что в случае потери Донбасса за ним направятся Харьков и Одесса. И пусть никого не смущает, что там сейчас не проходит больших митингов. Активисты арестованы, СБУ работает, правосеки не дремлют, относительная тишина обеспечивается стараниями многих заинтересованных структур. И чиновниками, которые понимают, что в случае «донецкого сценария» они рискуют потерять свои места-кормушки и нажитое непосильным трудом имущество, купленное явно не на одну зарплату. И дочки-сыночки вместо гламурных тусовок окажутся неизвестно где, непонятно с кем. Хорошо если не в окопе.

Убежденные украинцы, кто до сих пор верит в дело майдана, утверждают, что на самом деле Одесса и Харьков за «Эдину Краину». Независимость, по их словам, поддерживает около 10% населения.

Не буду сейчас оценивать, сколько одесситов и харьковчан в душе поддерживают независимость, а сколько хотят остаться в составе Украины. Оценить это в данный момент очень сложно. Митингов не проходит, потому что выступать за независимость сегодня очень небезопасно. И еще по той причине, что мало кто хочет получить войну и рассуждает по принципу «лучше худой мир». Но тот, кто предпочитает «худой мир» – еще не значит, что он поддерживает Киев и хочет остаться в составе Украины.

Вот представьте, что армия Донбасса не только вытеснила ВСУ из своего региона, но и пошла чуть дальше. Например, зашла в Харьков. Ну, просто теоретически предположим. Что случится? Какую позицию займет население Харькова? Выйдет ли с требованиями оставить их в составе Украины? А может быть возникнет еще одна республика?

Кто-то написал мне, что задал нескольким харьковчанам вопрос, что будет, если у каждого жителя Харькова окажется автомат и тысяча патронов к нему. И опрошенные, не задумываясь, ответили – Харьковская Народная Республика.

Поэтому не зря Киев беспокоится. Очень не зря.

Если предположить, что отделится не только Донбасс, но и Харьков с Одессой – остальная Украина (которая, к слову, примет свои естественные границы, близкие к исторической гетманщине, только с добавленной Галицией и Волынью) -– станет не просто малоперспективной в экономическом плане, она станет элементарно несостоятельной. Украина без Донбасса, Харькова и Одессы – будет одним большим дотационным регионом. Вернее дотационной страной. Только кто будет выделять ей дотации?

Киев, конечно, останется прибыльным и относительно успешным городом (в сравнении с другими областями). Но сможет ли один Киев вытаскивать из экономического болота 20-миллионную страну?

Поэтому война на Донбассе ведется не только за Донбасс. Фактически война ведется за всю Украину.

Без Донбасса, Харькова и Одессы будет только один путь – отдать Галицию и Волынь Польше, а в Киеве повторить Переяславскую Раду и идти на поклон к московскому царю. И для украинцев это будет означать полный крах их национальной идеи. А другого выхода не будет. Европа? Выше уже было сказано, что страна, в развитие которой нужно вложить 100–200 миллиардов, Европе «не по карману». Даже нет смысла рассуждать, хочет ли Европа принимать к себе Украину или не хочет – при всем желании на это у Европы нет средств. И у США тоже. Спросите у сенаторов, готовы ли они выдать Украине 200 миллиардов — они в один голос ответят, что это исключено. Одно большое американское «impossible».

Получается, что Донбасс – это ключ к дальнейшему существованию всей Украины.

Варианты на самом деле есть. Наиболее правильно было бы договориться с Донбассом, чтобы взамен на признание независимости получить гарантии, что армия Новороссии не пойдет освобождать Харьков. И самому Харькову предоставить достаточно политических прав и свобод, чтобы у него в дальнейшем не возникало желания сражаться за свою независимость по примеру Донецка.

Но Киев на это не способен. Если бы он был способен думать чем-то вроде головы, то никакой войны не случилось бы вообще. Если бы Киев думал головой – одновременно с выборами президента был бы проведен референдум по федерализации, и началась бы политическая реформа. Если бы Киев думал головой – даже Крым он мог бы сохранить. Если бы Турчинов, Яценюк и Порошенко вообще имели голову – они бы добились добровольной отставки Януковича, к которой все шло. И получили бы власть примерно в те же сроки, но полностью законным образом. А Ярош и другие радикалы могли бы разделить судьбу Сашко Билого чтобы не создавать умеренным «евроинтеграторам» проблем.

Но с головой у Киева не сложилось.

Да и Вашингтон имел свое мнение на то, как должны развиваться события. Правда Вашингтон допустил одну грубую ошибку – американцы думали, что подобно другим странам (Ливии, Ираку, Югославии) достаточно взять столицу, и дело сделано, дальше само пойдет. Но Украина – это не обычная страна. Вашингтону следовало бы учить историю. Украина собрана из бывших российских губерний, бывшей гетманщины, а также Галиции и Волыни. И еще Крым, который выдержал две обороны и всегда был русской военной базой. Вашингтон не учел, что западная ориентация украинской политики в значительной степени искусственная. Это результат многолетних манипуляций общественным мнением и результатами выборов. Но мнение народа, в первую очередь народа юго-востока, которое много лет игнорировалось и пряталось под цифры, публикуемые избиркомом, неизбежно должно было сказаться в критический момент истории. И оно сказалось.

И теперь потерявший голову Киев и допустивший критическую ошибку Вашингтон ведут войну против народа Донбасса – против русского народа. И против России тоже.

И война эта ведется не только за Донбасс. Не только за шахты и распределение дотаций. Война ведется за всю Украину.

Победитель, как это обычно и бывает, получит все. Или почти все. Галицию я бы не брал.